Саратов, каким он мог быть

Решил создать новую тему, т.к. не знал куда выложить фотки. Несколько лет тому назад, на развалах Вернисажа, в куче всякого хлама, нашел альбом - "Планировка и реконструкция г. Саратова. Архитектурная планировочная мастерская САРГОРСОВЕТА". Интересно было посмотреть, как мог бы выглядеть Саратов, если б не война. Все здания и планировка кварталов выполнены в так называемом сталинском барочном стиле. В альбоме много планов, экспликаций, схем, эскизов и т.д. Выкладываю самые интересные. Почти все датированы 1936 - 1937 годом.  

Файлы: 


Комментарии

Файлы: 

Между Казачьей и Первомайской предлагалось снести весь частный сектор и сделать там огромный сквер от Рахова до сквера Радищева! 

Файлы: 

Файлы: 

На этом проекте Крытый рынок решили всё-таки не сносить (на предыдущем его не нашёл).

А цирка нет...

 

Файлы: 

Файлы: 

Теперь понятно, "откуда ноги растут" у этого артефакта:

Растральные колонны на набережной - это смутные воспоминания о подобных проектах, которые, наверное, широко публиковались и популяризировались (в т.ч. вот таким образом).

Файлы: 

На огромное расстояние отступают дома! А трамвай как я понимаю от Октябрьской до Бабушкиного взвоза по нвнешней набережной, там где он тогда и ходил.

Файлы: 

Шикарно! Из того что есть сейчас - мост у "Радуги". Аэродром Южный тогда и не планировался в принципе.

Файлы: 

Что-то не пойму никак, а с какой стороны сама станция Саратов-1?

Вокзал снесен, а на его месте мост, если я правильно понял. Сквер где дзержинский - остался.

нет, это р-н моста на Стрелке.

Этю район Стрелки...

Файлы: 

Трамвай через красный мост!

Файлы: 

Это дворец культуры Авиастроителей? Или ещё один хотели строить в районе?

в  то время дом культуры комбайнового завода курятник напоминал, кстати его в обиходе так и называли

Тогда, наверное, был не Дворец культуры, а клуб завода (зрительный зал на 1200 мест и сцена).

Какое-то из этих зданий. Если исключить фабрику-кухню и узел связи, остаётся не так уж много вариантов.

  На этой фотографии, наверное, он и есть:

http://oldsaratov.ru/photo/kombayn

нет на фото http://oldsaratov.ru/photo/kombayn по-моему фабрика-кухня... клуб левее был

Фабрика-кухня, как и сейчас, была с закруглённой частью.

По-моему, здесь она хорошо видна:

http://oldsaratov.ru/photo/stroitsya-zavod-kombaynov

 

Спасибо за очень интересную информацию! Планы у городских властей, оказывается, всегда были очень глобальны, и у нынешнего проекта проспекта Победы и аэропорта в Сабуровке, оказывается. есть глубокие исторические корни!

это был бы лучший город земли! жаль что планы остались на бумаге.

А я бы сказал, какое счастье, что мы не потеряли навсегда всю свою историю!

1921 год. Журнал "Саррабис"
ДИНАМИЧЕСКАЯ АРХИТЕКТУРА. 
Среди новых принципов, по .которым строится новое, революционное-искусство, принцип создания подвижных сооружений, имеет наибольшую значительность и остроту в области зодчества. 
Действительное архитектурное многообразие, может быть создано конечно наиболее совершенно, если в основу творчества будет положена динамическая архитектура. Создать сооружение подвижное, безпрерывно меняющее свой вид (контуры), развертываясь, изменяющееся ежеминутно давая совершенное архитектурное многообразие - это значит прежде всего совершенно отобразить нашу эпоху, наш динамический век. 
Одними из первых сооружений такого рода явятся, памятники революционной России. Под памятник жертв Революции для Саратова принят представленный художником В. М. Юстицким проэкт такого движущагося памятника. 
Верхний треугольник этого сооружения означает часы; вышка приспособлена для радиостанции, остальные этажи составляют подвижную систему зал-кают, где разместится музей Революции.-Подвижным не будет лишь нижним основной цилиндр, составляющим основание здания, в которое входят вращаюшиеся цилиндры двух нижних этажей-кают. 
Технически осуществление такого сооружения возможно, хотя и потребует больших средств и не малой изобретательности техников и инженеров. В настоящее время т. Юстицкий работает уже над проектом движущагося моста через Волгу, и новый принцип таким образом входит уже в более широкие области зодчества. 
Во всяком случае работы художника Юстицкого в Саратове и художника Татлина в Москае в этом направлении движут дело вперед и свидетельствуют еще раз о наростающих решительных сдвигах даже в таких искусствах, \ как архитектура и зодчество. 
Ф. Ярославов

Интересно, а как технически должен был работать движущийся мост?

Может быть имелся ввиду - принцип эскалатора? Такие идеи видали в умах в конце 19 начале 20 века. Так например, В конце XIX столетия инженер Я. К. Ганеман разработал проект тоннеля между Марсовым полем и Петербургской (Петроградской) стороной. По его расчетам, подземный тоннель должен был обойтись в четверть дешевле строительства Троицкого моста, который в то время рассматривался как замена наплавной переправы. В этом проекте предлагалось обустроить движущийся тротуар - прототип современного эскалатора. Но городские власти посчитали, что надежнее построить традиционный мост. http://forum-spb-piter.ru/archive/index.php/t-1182.html

 

А возможно и такая идея : над судоходным фарватером  предусмотреть поворотное устройство, способное разворачиваться на 90 градусов для пропуска судов. Такой мост предполагалось построить на Керчинским проливом, состоящим из ста  слишним пролетов.

Кинетическое искуство  в революционной России было популярным.

Толчком к развитию новой ветви искусства и внедрения её в архитектуру послужило представленное на Всемирной выставке в Париже 1878 года изобретение российского математика Пафнутия Львовича Чебышева – "Стопоходящая машина». 

В 1939 г. на площади Кирова (сейчас - Чернышевского) планировали построить новый театр оперы и балета. Интересно, как он должен был выглядеть?

Это который на месте стадиона Динамо хотели построить?

Театр для Саратова должен был повторять формы Колизея, но этот проект был разработан в 1915 году архитектором А.Е. Белогрудом. Если кто найдет рисунок проекта - будет интересно посмотреть (он точно где-то есть).  Про 1939 год не знаю, но думаю проект должен был бы быть не менее пафосным!

Проект планировки центральной части Саратова, 1950-е. Т.Г. Ботяновский

 

 

Кстати, вот и театр, справа от памятника.

Снести собирались всю историческую застройку. кроме консерватории. Её, полагаю, не стали трогать лишь потому, что в ней в 1917 провозгласили советскую власть.

Что-то снести, а что-то надстроить :)

Здание правительства в виде сталинской высотки надо думать. 

1 вариант реконструкции цирка Т.Г. Ботяновский , К.М. Макулов 1956г.

 

 

Вариант оформления фасадов САДИ

Файлы: 

генплан застройки  САДИ 1938 год

 

 http://gallery.sstu.ru/v/photoarhiv30-50/7.jpg.html

Файлы: 

Проект речного вокзала Л. Е Дорошенко

3 -й жилой дом КИКа, ул. М. Горького, 19, угол ул Советской. Архитектор В.П, Дыбов, Д.В. Карпов

 

Этот дом таки построен, так что это не "каким мог быть".

но без "архитектурных излишеств" виде скульптур :-)

Их разве никогда не было?

Комплекс зданий инситутов сельскохозяйственного и механизации с.х. им М.И. Калинина на 2 Дачной.

Т.Г. Ботяновский

 

Институт механизации (похож на осуществленный проект Ботяновского Институт ВНИИГГ на Московской, 70):

Проект жилого дома на углу Волжской и Соборной (Немреспублики и Коммунарной). Д.В. Карпов. 

 

Откуда такая красота?

Из книги "Архитекторы Саратова" 2005  Б.Н. Донецкого и Е.К. Максимова

В 1939 г.  Д.В. Карпов  писал о том, что будет закончено строительство дома № 2 горсовета, богато оформленного лепкой и орнаментом. Может, кто-нибудь знает, где находится этот дом?

 

 

В.Делиникайтес,  Э.Петрушко,  Т.Ботяновский. Проект застройки и реконструкции набережной. 1955-56гг.

Частично осуществлён. Башни на Ленинском взвозе и Первомайской (?) так и не построили. За правой башней виден Троицкий собор.

 

Популяризация проекта. Собора уже нет -наверное, худсовет пивзавода не "пропустил" :))

 

Файлы: 

IZA, а в вашей книге нет этого проекта почётче?

AV! -

 

Проект реконструкции пл. Кирова. К.С. Мельников

 

 

Файлы: 

А этот проект уже из серии "не хотелось бы". О.А. Гер Областная научная библиотека на ул Московской 1970-1972

 

 

Кассы "Аэрофлота" Л. Е. Дорошенко 1956. Без шпиля, но еще с некоторыми "архитектурными излишествами"

 

 

 

Файлы: 

Проект колокольни на Набережной - "Колокольные звоны столицы Поволжья"

 

Файлы: 

Как выразился IZA, это из серии "не хотелось бы"

Значок-карта Саратовского метро. Осталось только жетоны начеканить и перед:))

Думаю, к следующим выборам мы еще увидим эту картинку на баннерах с предвыборной агитацией! )))

прокладка линий вообще мимо кассы. Похоже что автор сего прожекта имеет весьма смутное представление о направлениях пассажиропотоков в нашем славном городе.

Эта схема запроектирована де-факто по мотивам существующих маршрутов автобусов большой вместимости, не мудрствуя лукаво. И не учитывает проекты застройки НИИ Юго-востока, САЗа и тому прочих.

 

Вдобавок Пикляев как-то обходил вопрос о том, нужно ли вообще Саратову метро. Я бы сказал, что нет. Дорого и без толку. Впрочем, он уже давно отказался от этого проекта.

Название станции "Вавиловская" так и вовсе шедевр  :)

Трехмерная модель неосуществленного проекта главного здания Саратовского Императорского Николаевского университета. Проект здания был разработан архитектором первых университетских корпусов К.Л. Мюфке. В соответствии с авторским замыслом главный корпус должен был располагаться на правой стороне Московской площади, занимая целый квартал улицы Московской от Астраханской до Университетской. Проект не был осуществлен, так как Городская дума отменила свое решение об отводе под строительство университетского комплекса всей Московской площади. Сейчас на месте непостроенного здания располагается Высшее Военное Командное Училище Внутренних Войск МВД РФ.

И очень жаль, что городская дума отменила. хотя бы в пределах двух кварталов оказался бы университет, а не по половине города разбросанным. И не пришлось бы ужиматься, чтобы втиснуть 10, 11 корпусы.

"Саратов через 15 лет", "Коммунист", 12 апреля 1937 г.

Файлы: 

А какое ущелье именовалось Игуменским?

Может, Октябрьское?

Вполне возможно. Сайт санатория сейчас не содержит ни грамма исторической информации к сожалению. Одна реклама.

Не только реклама: "В 17 веке это были монастырские владения, и до революции 1917 года место называлось Игуменским ущельем." http://vitaminastour.ru/ru/uschel_index.html

А это и не официальный сайт :) Спасибо!

На фото - тоже 37 год?

Странно, что название дожило до начала большого террора...

Фотография из газеты "Коммунист" от 12 апреля 1937 г.

 

Объяснение, где было Игуменское ущелье.http://turbina.ru/guide/Saratov-Rossiya-88628/Zametki/Oktyabrskoe-utstchele-72763/

только там насчёт игуменского ущелья как раз большая ошибка, потому как там никогда не было монастыря и "скитов раскольников", а жил всего навсего один монах, которй был известен тем, что лечил людей, особенно удавалось помогать дамам, которые не могли забеременеть... кстати тропинка к его жилищу до сих пор сохранилась....

Раскольники жили в Мечевом и Баранниковом оврагах: http://saratov.rusarchives.ru/exhgaso/unikal_doc/page18.html. Первый выходит устьем к улице Саперной (http://nasledie.sgu.ru/content/toponimicheskii-slovar-kumysnoi-polyany-valeriya-vilchinskogo-0), второй обычно отождествляется со Смирновским ущельем.

за эти овраги ничего сказать не могу, а вот игуменским приходилось заниматься, когда там одно интересное строительство началось...

Вот здесь предполагается, что в ущелье была дача игумена Спасо-Преображенского монастыря: http://zeminfo.ru/_html/_s_article_s_49'01_s_49'1_13.html.

я  своё время подтверждение этому не нашёл, а вот про монаха-одиночку немало материалов было... причем некоторые писали "об излечении дам, желающих забеременить" с определённым сарказмом... и тропинку, ведущую к его пещерке тоже сам видел лет восемь назад

Мария! Может с Игуменским ущельем снимок в основные

 

Вытянутые в длину фотографии получаются какими-то странными. На всякий случай приложу файл.

 

Файлы: 

Какой год? Тоже довоенный? Проект, кстати, как будто не для нынешнего места 5 корпуса сделан или в отрыве от городской среды - ни намёка на Астраханскую, трамвай, фонарные столбы.

"Заводской посёлок", статья из газеты "Коммунист" за 15 декабря 1937 г.

 

На карте 1929 года планы этого гигантского парка как раз нарисованы были. А в итоге промзона.

Этот дом был построен?

Мне кажется, в этой заметке речь идёт о доме №7. Он четырёхэтажный, два этажа надстроены. А дом №9 - уничтоженная художественная школа.

 

Газета "Коммунист", 17 июня 1937 г.

краевед, у Вас просто потрясающая книга! Можно ли обратиться к Вам с огромной просьбой? Хотелось бы ознакомиться с этой замечательной книгой в полном объеме. Не могли бы Вы отсканировать данное издание? Думаю, что не только я одна буду Вам очень благодарна! 

Волжанка, всё интересное из этого альбома, я выложил. Там остались разного рода схемы - перепада высот, роза ветров, топография, геология и т.д. Думаю это мало кому интересно. 

Ёлки-палки, да это самое интересное и есть! Архитектура - это не гипсовую розочку под потолком налепить, а вписать здание в окружающую городскую и природную среду, учесть как раз высоту места, - где устроить рекреации с красивыми панорамами из окон, учесть осадки и розу ветров, почву и подпочву - то, о чём ныне и не вспоминают.

Проект школы-дворца в Саратове. Возможно, Каллистратова - на Чернышевского,154 (вместо сегодняшнего здания музея Федина)

 

Файлы: 

До сегодняшней постройки возле Словакии, главным претендентом был проект "Белые бышни" Д.Е. Морозова - Н.П. Новичкова 

 

 

Проект Автодорожного института, 30-е годы

Файлы: 

Шикарно! Будь у меня достаточно денег - построил бы такой шедевр

А таким должен был стать новый центр г. Энгельс (район мясокомбината):

Проект 1937 года.

 

Файлы: 

Проект планировки и застройки площади Чернышевского (ныне Кирова). Из книги Б. Ильина "Саратов" (1952 год):

"Коренной реконструкции подвергнется площадь имени Н.Г. Чернышевского. Старые здания, находящиеся сейчас на этой площади, исчезнут. На их месте саратовцы построят зеленые скверы, фонтаны, многоэтажные здания гостиницы, главного городского кинотеатра с несколькими зрительными залами, большие жилые дома".

Файлы: 

Из книги Б. Ильина "Саратов" (1952 год):

"От пощади имени Кирова уступами будут спускаться к Волге парки. От Парка культуры и отдыха имени Горького, соединившись с садом Дома офицеров, парковая полоса пройдет вдоль Бабушкина взвоза, затем сольется с Приволжским садом и протянется до дома-музея Н.Г. Чернышевского. ...

 

На базе соколовогорских лечебных источников будет создан большой курорт всесоюзного значения. Здесь, у Соколовой горы, среди садов и парков, спускающихся к реке, расположатся просторные и светлые здания здравниц и домов отдыха. Здесь образуется первый оздоровительный центр Большого Саратова".

 

Во избежание путаницы: площадью Кирова тогда называлась площадь Чернышевского, парком (садом) им. Горького - Липки.

Если у Вас есть полный скан книги Ильина, выложите его, пожалуйста! Я думаю, многие были бы Вам за это благодарны.

Нет, у меня есть сама книга. Если соберусь отсканировать, выложу, конечно.

Из книги Саратовская область. 1952

 

Файлы: 

Можно ли отсканировать Альбом из топикстартера?

Присоединяюсь.

Из газеты "Коммунист".

 

Файлы: 

Несколько проектов и эскизов Ю.И. Менякина, частью реализованных, частью нет (отсюда: http://vk.com/album-37979275_156742650).

"Новые Липки:

Файлы: 

Памятники и обелиски (что за "Студенческая горка"?):

Файлы: 

Памятник Федину:

Файлы: 

Площадь Гагарина на месте нынешнего пустыря у гостиницы "Словакия" с памятником и новым корпусом музея краеведения по ул. Ленина.

Да, вот это реализовать было бы здорово!

Памятник к 400-летию основания Саратова, "Строителю и защитнику", с фрагментом крепостного вала:

По-моему, великолепно!

Файлы: 

А по-моему, банальный плагиат с памятника Минину и Пожарскому.

А по-моему, у кого-то предвзятое отношение.

Общего только то, что фигур две и одна ниже другой.

Ну это по-твоему.

Интересно, проект памятника 400 лет Саратову это проект какого года?

Вряд ли сильно задолго...

Году эдак в 86? Вы как думаете?

Ну и, скорее, спорный проект по расширению у Волги проспекта Ленина (очевидно, то, о чем недавно писал Денис: http://djhooligantk.livejournal.com/539897.html, приведу здесь и статью из его поста):

"Коммунист", 12 ноября 1938 г.

Макет окружной дороги вокруг Саратова и Энгельса

 

 

Файлы: 

Макет стадиона в Глебучевом овраге

 

 

Файлы: 

D. Kantorovich, Train-station at Saratov, 3-11-1929.

Это студенческие работы "на тему". Они там много чего нафантазировали.

Проект библиотеки СГУ, выполненный архитектором К.Мюфке в 1929 году. Таковбыл тогда «соцзаказ» и, очевидно, финансовые возможности. То, что построили в 50-х, намного лучше сочетается с его же ансамблем университета.

Файлы: 


Проект здания библиотеки шарикоподшипникового завода. "Коммунист",  14 мая 1937 г.

Саратовский крытый рынок. Очерки истории. Саратов, 2006

Файлы: 

"Коммунист", 26.01.1940

Файлы: 

Планы реконструкции улицы Михайловской (Вавилова). 1940 год

 

Файлы: 

 Наверное, поэтому большой дом на углу Вавилова и Пугачёвской так далеко от дороги построили.

Где "Хитрый" был?

 Я уж не помню, что там было. Этот дом. http://maps.yandex.ru/-/CVr~48yB

Юрий, стрелочку повернуть надо и тогда виден дом с "хитрым" магазином, который оказался внутри квартала , теперь его видно с улицы. 

http://maps.yandex.ru/-/CVr~aVKf

 

 

Я имею в виду, получился бы отличный проспект, если бы на углу Вавилова и Астраханской не построилось.

Да. Проект был похоронен уже в конце 1990-х, когда вместо реставрации дом на углу Вавилова и Рахова вырос в 3 раза. До конца 1990-х действительно собирались проект довести через полвека до ума, оставив на ширине бульвара Вавилова всего один дом.

Вот мой очень старый пост как раз про это: http://djhooligantk.livejournal.com/5049.html

Увы, не в этом объекте дело. Нарушили первыми - владельцы Кашатана. 

Ну я про него как раз и говорил выше )

(а в старом посте конечно я многого ещё не знал и не понимал)

 

 

Вот снова об этом: http://djhooligantk.livejournal.com/669238.html

Мария, запоздало подсказываю - "хитрый" магазин был

в одной из последних сталинок по Вавилова 36 /засе-

лена в 1959 году/.

"Коммунист", 29 октября 1952 г.

Файлы: 

Все материалы из газеты "Коммунист" за 18 января 1953 г.

Каким мог быть  г. Энгельс. "Коммунист", 4 января 1936 г.

 

"Коммунист", 6 мая 1936 г.

Файлы: 

Мария, спасибо за новые фотографии и заметки из газеты "Коммунист".
Просьба к Вам: прикладывайте , пожалуйста, файлы к комментам, т.к. по клику они не увеличиваются.

Проект Александро-Невского собора архитектора Василия Суранова. из http://www.vzsar.ru/special/2015/01/27/vasilii-syranov--prisytstvie-klas...

XVIII международный смотр-конкурс лучших дипломных проектов по архитектуре и дизайну. СГТУ.

Некоторые темы -

Концепция размещения многоуровневых паркингов в г. Саратове.

Дизайн-концепция скоростного надземного транспорта в г. Саратове.

Дизайн-концепция аэропорта в Сабуровке.

Дизайн-концепция светопанорамы центра г. Саратова с акватории реки Волга.

САДИ концепция развития и расширения.

Информационно-культурный центр в Глебучевом овраге.

Детский медицинский центр оказания паллиативной помощи.

Аэровокзал для дирижаблей и причальные станции "Ласточкино гнездо".

...

 

19 дипломных работ. Картинки хорошего качества.

https://yadi.sk/d/iHAlcbElek7Xa

Источник - http://www.twirpx.com/file/128756/ (нужна регистрация. бальная система)

В августе 1932 года выше упомянутый Вальтер Швагеншайдт писал коллеге в Германию: «В последние месяцы я за закрытыми дверями разработал предложение для нового типа социалистического города. Исходя из реальной жизни в развивающихся районах, я говорю: Советский Союз ещё долго сможет строить только примитивные бараки. Имеющиеся материалы и силы они вынуждены использовать для строительства промышленности. Люди, которые населяют социалистические города, находятся на очень низком культурном уровне, они не понимают, как жить в многоэтажных домах. Одноэтажная застройка из местных материалов — это правильный путь. А потом я предлагаю барачный город по мере поступления денег, материала и рабочей силы перестраивать, и я покажу, как его можно будет перестроить в город-рай».

http://ttolk.ru/?p=23299

И оттуда же, чтобы эта тема наивным совкофилам головёнки не кружила:

В конце концов, когда уже прошло больше месяца с моего приезда, я начал работать и сочинил фантастический проект, только чтобы хоть что-то было на бумаге. Видя меня за работой, шеф стал приветливее, он только морщил лоб и пытался убраться с моего пути, когда я хотел что-нибудь спросить. Один русский инженер, видя это, принял во мне участие и все время повторял:

- Чертите спокойно всё, что вы хотите, проект никак не сможет оказаться слишком грандиозным, а построено все равно будет не то, что начерчено. Вы, немцы, всё время придумываете себе лишние заботы».

В книге "Архитектура советской России" (изд. Стройиздат) нашёл проект 24 этажки на Предмостовой площади

Проект реконструкции гостиницы "Волга" ("Астория") с расширением до улицы Яблочкова и устройством площади до старого ТЮЗа, 1965 год:

http://djhooligantk.livejournal.com/930762.html

 "По проспекту Кирова..." от газеты "Заря молодёжи". Выпуск от января 1983 года.

https://vk.com/feed?z=photo-32331179_397681230%2Falbum-32331179_00%2Frev

Потрясающе интересный материал! Правда, в датировке выпуска газеты я все-таки сомневаюсь - движение по проспекту закрыли еще в августе 1982, согласно ряду надежных источников.

Проект реконструкции железнодорожного и речного вокзалов, 1964 год (во многом реализованный):

http://djhooligantk.livejournal.com/939898.html

Проект железной дороги Саратов - Пешавар

«Нива», 1874, №34, 536-539.  http://kungrad.com/history/doc/doroga/

Файлы: 

Проект консерватории Дулина К.А.

источник

Файлы: 

1964г.

Файлы: 

Из журнала «Современная архитектура» (1927 год).

Что такое ОДР? «Общество друзей радио»? И почему тогда «музей»?

Судя по радиолюбительской антенне - "двойной квадрат" на диапазон 40 или 80 метров, вы правы. Ну а музей у любого учреждения может быть.

ОДР - Первой массовой общественной организацией, объединившей советских радиолюбителей, оказалось "Общество друзей радио". Это было ещё в середине 20-х годов, почти сразу после образования СССР (1922 год), в период расцвета Новой экономической политики (НЭП). Основной задачей ОДР была организация широкой общественной поддержки радиофикации страны: от сбора средств и повсеместной пропаганды радио, до массовой сборки и установки дешёвых радиоприёмников в городе и на селе, обучения населения, популяризации государственного радиовещания и самодеятельного радиоконструирования. 

 Буквально с самого начала деятельности ОДР, благодаря известному Постановлению СНК СССР от 5 февраля 1926 года "О радиостанциях частного пользования", в стране стало быстро развиваться и движение коротковолновиков. Сам термин "коротковолновик" впервые возник и устоялся именно в печатных органах ОДР, однако, официальное выделение этого направления в советском радиолюбительстве произошло значительно позже. Лишь в 1935 году, после самороспуска ОДР, задачи были разделены: руководство радиолюбительским движением (радиофикация) передано новому государственному учреждению - Всесоюзному комитету по радиофикации и радиовещанию при СНК СССР. А вот радиолюбители-коротковолновики, как оборонный резерв, впервые выделены в особую категорию, и руководство ими поручено Центральному Совету Оборонного общества - ОСОАВИАХИМ СССР.

Знак общества.

Файлы: 

Радищевский музей. Проект И.Штрома. Флигели так и не появились.

http://tectonica-plus.ru/post/obiekt/111/dlya-blagogo-razvitiya-iskusstva

Теперь понятно, почему скребла глаз какая-то незавершённость композиции..

Судя по этому проекту, здание театрального училища (консистория)  планировали снести  или радикально "реконструировать".

Файлы: 

Попалась заметка о проектировании Люкшиным здания на Никольской  , на против старообрядческого училиша (школы)

Но , видимо, не был проект осуществлен. Не проглядывается на фотках http://oldsaratov.ru/photo/3718

 

Или этот дом виден на фотографии ?

 

 

Сегодня на книжном развале купил книгу "Строительство городов на Волге", автор Осятинский А.И.

издание СГУ, 1965г., тираж 1 тыс.

Столько всего интересного..... Выкладываю несколько картинок.

 

Коммунист. 1955 год.

Архив "НЗТЗ"

Площадь у речного вокзала. Проект Коваленко Г.И.

"К четырехсотлетию Саратова Г. Коваленко предлагал вариант двухуровневой застройки площади. Правда, в 1990-м году транспортная проблема не стояла столь остро и нижний этаж предполагался под магазинчики, аналог московского "Охотного ряда". Верхний же уровень был украшен фонтаном и своеобразной "чашей", в которой находилась трехмерная модель Саратова, отражающая все местные достопримечательности."

источник

Проект реконструкции и расширения политехнического института (Гипропромсельстрой):

Проект трамвайно-троллейбусного депо в Заводском районе (Гипропромсельстрой):

https://om-saratov.ru/chastnoe-mnenie/29-may-2017-i49360-proekt-na-vsu-jizn

Парадный вход в город.

На нашем снимке – район Музейной площади Саратова, каким он будет выглядеть после реконструкции, которая уже начинается. Это ворота нашего города со стороны Волги. Здесь, в начале проспекта Ленина, будет возведен речной вокзал. 

С правой стороны по проспекту линию от музея краеведения до управления Приволжской железной дороги продолжат – до Октябрьской улицы – четыре сблокированных высотных жилых здания. 

Левая сторона проспекта пройдет по теперешней Соляной улице. Её займут жилые многоэтажные здания. Напротив музея краеведения, на углу улицы Лермонтова, вырастет 14-этажное здание комфортабельной гостиницы Интурист. 

Первое из четырех блокированных зданий станет на месте Пешего базара. Сооружение его поручено тресту Приволсжтрансстрой. 

Весь первый этаж 10-ти этажного займут два торговых зала (площадью 321 и 245 квадратных метров) крупного продовольственного магазина, двери которого выйдут на улицу Чернышевского и проспект Ленина. К каждой из 108 квартир здания одновременно со строительством будут подведены газ, электросвет, телефон, радио, теплоцентраль, коллективная антенна для телевизоров. Предусмотрены лифты и мусоропровод. 

Реконструкция парадного входа в наш город является составной частью генерального плана реконструкции центра Саратова. Осуществление его раскроет новые просторные магистрали и площади, создаст новые высотные здания, которые изменят и украсят планировку города. 

Автор: С.Карцев 

Газета Коммунист. Саратов. 1960- 70 годы. Архив архитектора Менякина.
menyakin.ru/paradnyj-vxod-v-gorod

Файлы: 

...Предусмотрены лифты и мусоропровод. 

Вот что была за болезненная любовь к мусоропроводам?

Не понимаю.

Только рассадники всякой заразы создали.

Ведь можно же было организовать вывоз мусора как-то умнее...

 

Какое счастье, что этот жуткий проект остался на бумаге, и всю историческую застройку вплоть до Соляной, которая должна была стать красной линией проспекта Ленина, тогда не тронули..

А в свободное от работы время архитектор Менякин рисовал старые саратовские домики...

 

Да, вот это лицемерие меня поражает. Вечером он рисует старые дома, а утром отдаёт на уничтожение южную сторону Первомайской или подписывает проект главка мелиорации... А потом этому погромщику вешают доски и поют славословия.