Проблема с входом через социальные сети исправлена.

Рисунки, гравюры, живопись 2

В связи с превышением лимита сообщений в первоначальной теме, просьба размещать новые комментарии здесь.

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"


Комментарии

Серов Сергей Георгиевич. "Хвалынск. Сентябрь".

 

 

Серов Сергей Георгиевич. "Хороший день".

 

 

Егоров Евгений Васильевич (1901-1942). "Уборка поля. Пейзаж". 

 

 

"Тема картины вынесена из частых и желанных поездок художника по волжским окрестностям. Любимые его села - Банновка, Щербаковка, Вязовка, Беленькое - приносят яркие жизненные впечатления от общения с природой Саратовских мест. В разное время года она звучала по-разному, предоставляя зоркому глазу мастера выявлять наиболее характерное и запоминающееся. 
На фоне неба и тонкой полосы реки изображена запряженная быком повозка, на которую двое крестьян - мужчина и женщина - укладывают снопы хлеба. Женщина находится наверху уже уложенных снопов, а мужчина подает их снизу. Прямо над ними расположена низко опустившаяся туча с косыми полосами дождя. На дальнем плане слева - ярко-рыжий утес, поросший кустарником, над горизонтом плывут несколько темно-серых небольших туч. Вокруг - наполовину убранное поле, вдоль которого на первом плане пролегла коричневая полоса земли.
Художник очень верно передает состояние природы в предверии грозы. Влажный воздух спорит с сухим ароматом летней страды. Солнце еще не ослабило своего жара, но надвигающийся сумрак тучи предвосхищает прохладу ливня. Густая синева реки помогает достигнуть ощущения мокрого, которое сейчас обрушится на землю..." ©

 

 

Файлы: 

Егоров Е.В. В саратовской пивной (1920-е гг.)

Файлы: 

Ромашко Е.В. Саратов. Хороший денек 2014 г.

 

С "Зимней выставки", в Доме Художника,  декабрь 2014 г. (Пока без авторства, если можно).

 

 

 

 

 

Файлы: 

Кашкин Владимир Иванович (1904, Саратов – 1938, Москва) - один из наиболее ярких представителей саратовской школы живописи. В его творчестве есть отзвуки поисков внутреннего, очень тонкого и лирического восприятия природы. После переезда в Москву, чуть ли не ежегодно отправлялся писать Волгу в родных местах.  Писал Волгу, ее берега и просторы, волжские станции, лодочные пристани и дебаркадеры, суда и барки, и это не просто пейзажи, а картины из жизни людей. ©

 

"Яхты на Волге". 1936 г.

 

 

"На картине изображены легко скользящие по воде яхты под белыми парусами. Они отражаются в ярко-синей глади воды, окрашивая ее своей белизной. На мостиках толпятся гуляющие люди, которые пришли посмотреть на соревнования и тренировки. Голубой волжский свет объединил в одно целое воду, лодки и фигурки людей. В картине есть импрессионистическое упоение трепещущим светом и цветом теплого, яркого летнего дня. " ©

 

7 июля в музее-усадьбе Борисова-Мусатова откроется выставка живописи Владимира Кашкина "Волжский свет": http://news.sarbc.ru/main/2016/07/05/184964.html

Небольшой офтопик.

 

Лавриненко Р.Л. - "Саратовские калачи".

 

Из сети: "Саратовский калач можно попробовать....в Саратове. Всё! В других городах этот хлеб попробовать не удастся. То есть, может, печь-то его и пекут, да только это реплика настоящего саратовского калача"..

Петров-Водкин К. С. - "Богоматерь Умиление злых сердец".

 

 

Созданная в годы первой мировой войны, картина "Богоматерь Умиление злых сердец" (авторское название; в православной иконографии — "Умягчение злых сердец") приобретает особую значимость как душевный отклик художника на трагические события. Небольшое по размерам полотно воспринимается как крупное, монументальное произведение. В 1913–1915 годах Петров-Водкин работал над росписями в соборах Кронштадта и Сум. Очевидно, именно с этим связано появление этого необычного станкового произведения. Трепетный и возвышенный образ Богородицы, созданный мастером, по глубине воздействия — один из самых сильных в творчестве Петрова-Водкина.

 

Хвостов Олег - "Саратовские авиалинии" , 2010 г.

 

 

 

 

Тимофеев Павел Васильевич - "Зимний сюжет". 2008 г.

Директор Саратовского художественного училища им. А. П. Боголюбова, дипломант РАХ.

 

 

Кол-ко.В.Н. "Угол ул. Московской и Никольской". Из серии "Старый Саратов".  2014 г.

 

С выставки 'Студент. Художник. Педагог', Дом работников искусств, 27 января 2015 года.

 

 

 

 

 

Осипов Валерий Павлович  - 9-я дачная. Осень.

 

Лукьянов Виктор Евгеньевич. На Волге. В "Волжских Далях" под Саратовом. 1999 г.

 

 

Вебер Яков Яковлевич. "Последний рейс".  1930 г.

 

 

"Баржа на Волге".

 

 

"Варка арбузного меда". 1937 г.

 

 

 

Альбом работ Я.Вебера

 

Степанов Василий ? "Старый Саратов. Летний денек. Аптека Фридолина".

 

 

Овчаренко Илья Валерьевич. "Вечер на Медведице". 2014 г.

 

 

Григорьев Андрей. Старый пароход. Волга. Саратов. Зеленый остров. Водная база СДСО "Буревестник". 70-е годы.

 

 

Лукьянов Виктор Евгеньевич - "Утро. Санаторий "Волжские дали". г. Саратов". 1999 г.

 

 

Овчинников Владимир Иванович -  "Улица в Пристанном под Саратовом". 1966 г.

 

 

Лавриненко Руслан Львович - "Волга у Чардыма". 2004 г.

 

 

Тумпуров Александр Викторович - "Вечер в Хвалынске". 2012 г.

 

 

Дубовов Николай.

 

 

Файлы: 

Зотов Вячеслав

Саратов, 80*90, хм, 1990 г

Старый Саратов,71-86,1993 г.

http://www.artepiano.ru/products/ZotovPictures.html

Бочаров Е. И.  - У дома Никитиных.

 

 

Данилов Александр Александрович. "Собор на 1-ой Дачной".

 

 

Файлы: 

Коблов Алексей (1921-2008).  С выставки нашего земляка «Цветы, не тронутые войной". Саратов?

 

 

Очень симпатичная картинка. Что скажут агафоновские?

Или собирательный образ?

Да где угодно может быть, не определишь, по-моему.

В областной дум открылась выставка картин Вячеслава Курсеева по дореволюционным открыткам: http://om-saratov.ru/novosti/23-june-2015-i25774-v-oblastnoi-dume-otkryl....

В доме-музее П.Кузнецова выставка картин Николая Гущина "Возвращение": http://nversia.ru/news/view/id/72429,

http://www.vzsar.ru/news/2015/08/21/v-saratove-otkrylas-vystavka-hydojni....

Открылась выставка работ саратовских художников "Город любви и надежды": http://www.vzsar.ru/news/2015/09/17/saratovskie-hydojniki-posvyatili-vys....

Владимир Сергеевич Гуляев родился в 1945 году в городе Саратове. В 1969 году окончил Саратовское художественное училище. С 1975 года принимает участие в областных, груповых, зональных выставках, c 80-х годов организует и персональные экспозиции. Член СХ РФ, заслуженный художник России. Произведения его находятся в Саратовском государственном художественном музее им. А. Н. Радищева, в Энгельсском музее краеведения, в Балаковском художественном музее, в других музеях и галереях, в том числе и за рубежом, много картин ушло в частные собрания. Живописец. 

http://tat2578.narod.ru/f3_MG.html

Иллюстрация из книги

Ивана Черкасова «Волга в огне», изданной в Саратове в 1963 г. 

 

 http://gregorko.livejournal.com/303259.html

Файлы: 

В музее Радищева открылась выставка редких городских пейзажей Николая Дубовова: http://nversia.ru/news/view/id/76484

Алексей Ильич Кравченко. "Русская деревня зимой" (Покровская слобода)

Файлы: 

Алексей Ильич Кравченко. То ли "Рыбалка на Волге", то ли "Рыбаки на Волге"

Алексей Ильич Кравченко. «Пруд среди деревьев. Корольковские дачи»

«Корольковские дачи. Овцы на опушке леса»

 

«В раннем детстве помню заволжские степи, знойные, с душистыми сумерками, с куренями, мазанными глиной, — в щелях их свистит ветер. Помню оазисы колодцев с ледяной водой и утонувшей в ней саранчой, далекие дымы костров и бесконечные возы, запряженные быками, с солью, хлебом, арбузами. Миражи в степи — в раскаленном воздухе, они сопровождали мое детство и были первым импульсом моему воображению, обманчивые озера, пруды, яблоневые сады, огромный купол неба с архитектоникой облаков, стада овец в зное, знойный медный свет и цвет». 

Файлы: 

Алексей Ильич Кравченко. «Набережная», офорт, 1916 год

О художнике Кравченко: http://library.sgu.ru/elcol/0576.htm

Н.Г.Чернышевский в детстве на дровнях

Автор Терпсихоров Н.Б.

http://artru.info/il/39807/ar/13780/

Вот интересно, правда так катались? И потом эту махину волочить обратно в горку? Это надо очень любить кататься, чтобы такие "саночки" возить :). А оглобли почему не убирали - как раз чтобы в них впрягаться?

Думаю, что да. Действительно так ребятишки катались. А везти сани в гору было совсем нетяжело. Обратите внимание на то, что их в санях много. Так же и в гору тащили. Все вместе. Кто впрягался вместо лошадки спереди, кто-то толкал сзади, кто-то сбоку. Помогали друг другу, всё делали сообща, оттого и легко было. И никогда не ругались. Лично мне так кажется :).

Гравюра К. Вейермана с рисунка на дереве А.Н. Нисченкова.

Путешествие государя Императора.- Вид города Саратова.

Всемирная иллюстрация: еженед. илл. журнал. 1871, Т.6, № 1(131)-26(156) (3 июля - 25 декабря) 

стр.214

 

Файлы: 

Вид с Волги на "горную" часть Саратова, Соколовую гору и Затон. Рисунок из неизвестного иностранного издания 1892 года. Аукцион eBay. Источник. Добавлю пока сюда или добавить в основной раздел?

Спасибо, что перенесли.

Вот ещё картинка

Рисунок площади (Екатериненштадт)

https://www.facebook.com/Center-for-Volga-German-Studies-at-Concordia-Un...

 

 

Саратов 1 июля 1927 г. Вид из окна гостиницы "Астория". Рисунок неизвестного автора.
Вид через пр.Кирова (Немецкую ул.) Слева брандмауэр "Столичного ломбарда" (где магазин "Белочка") Справа дом с угловой башней - Крестьянский банк на ул. Советской (Константиновской), бывший обком. По берегу Волги мельница Шмидта (Большая). Правее Ильинская церковь и далее опять мельницы.
Любопытно, что в январе того же года в гостинице останавливался поэт В.В. Маяковский

("Путешествие по рисунку" для нас провёл краевед В.И. Давыдов)

Файлы: 

Вид Саратова с Соколовой горы
Алексей Петрович Боголюбов
1888, 176×131 см

https://artchive.ru/artists_works/filter/search:саратов

Файлы: 

Художник Юрий Роман.

Саратовские дворики

Покровский дворик

https://artchive.ru/artists/66106~Jurij_Ivanovich_Roman/works/367264~Dvo...

Литогравюра Феокритова. Саратов 1891 год 7 марта

из книги "Краткая история города Саратова и Саратовской губернии. В память 300-летия основания г. Саратова. Чтение для народа ". 

Файлы: 

Дом-музей Н. Г. Чернышевского.
Рисунок с натуры А. Выборнова. 

"Сталинец". 1939_10_30

http://elibrary.sgu.ru/Gazet/Univer/1939_10_30.pdf

Файлы: 

Вид Увека с Волги. Неизвестный художник. Из альбома губернатора Переверзева.

https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_338813/vie...

Файлы: 

Вид Саратова с Соколовой горы. Рисунок начала XIX в.:

https://xn--90ax2c.xn--p1ai/catalog/000200_000018_RU_NLR_bibl_338813/vie...

Файлы: 

Самое первое изображение Покровской слободы (?)

1845г. «Leipziger Illustrirte Zeitung», Kosakenstadt, Volgaland.

Файлы: 

Условное изображение слободы интересно названием

Название Козакенштадт употреблялось поволжскими немцами, под этим именем слобода (основанная ссыльными запорожскими казаками, сторонниками гетмана Мазепы) была известна и за границей.     

 

До переименования Покровска в Энгельс указывалось вторым названием на немецкоязычных картах.

                                                                                                                  

Насколько картинка соотносится с реальностью? Что за храм, например, здесь пытались изобразить? Или это уже саратовский Троицкий собор? Если изображение условно, стоит ли его в основной раздел?

Если принять во внимание  этот план и  указанную на нем старую плотину, то можно предположить , что именно она изображена на картинке, Соколовая гора и Духосошественская церковь

 

Спасибо, Smil. Любопытно. Может, и не такое уж оно совсем условное..

Или Спасо-Преображенкая,  ограда хорошо видна и на этом рисунке и на фоторафии

 

Извините, но на последнем фото - Казанская церковь.

не спорю, просто не подписала.

заменила фрагмент на Спасо-Преображенскую

Сильное сомнение, что это вообще Саратов - даже на самом условном изображении должны были бы прослеживаться хотя бы самые общие черты, свойственные городу - окружение гор, множество храмов на берегу. Церкви с таким высоченным четвериком и тремя ярусами окон на нем в Саратове никода не было. Скорее похоже на Дубовку, что ли.

Исторических свидетельств о основании Пок. слободы ссыльными казаками-мазепинцами нет - это предание. Казаки (в смысле именно казачьих воинских подразделений) в слободе постоянно не жили, они жили в Саратове. А в слободе жили малороссияне чумаки-солевозцы. Хотя последние в быту называли себя казаками, как и все украинцы (эвивалент русского "мужик"). Возможно по этому немцы называли покровских чумаков казаками, а слободу - "казачьим городом". А также и потому, что малороссийская одежда была весьма похожа на казачью - шаровары, свитки, кушаки, бараньи шапки.

Нужно посмотреть, когда была устроена дамба в Покровском рукаве - мне помниться, это произошло в конце18 в., и в 1845 г. ее еще не было. Кажется, был на сайте материал об устройстве Покровкой бухты с дамбами и проч.

Ну какая же это Духосошественская? Тут высокий узкий четвёрик, маленькие купола, а Духосошественская кряжистых пропорций. Я лично за то, чтобы оставить, но для последовательности надо убирать этот рисунок, как убирали все остальные недостоверные изображения.

Не спорю, как вариант предложила.

Я поддержу  коренного в том, что это маловероятно, что на картинке  Саратов и Покровск.    Первое – хронология. Соль в озере Эльтон добывали со времен Ивана Грозного. И даже раньше.  Добыча соли  для России возросла после завоевания Астраханского ханства в 1554-1558 годах.  А это 200 лет до создания Покровска. При Елизавете Петровне   (1709-1762) объемы нарастили. И был построен соляной тракт до слободы Покровская. Покровская слобода как раз и была создана в 1747 году в период Елизаветы Петровны.  Версия о том, что слободу Покровскую строили воины  гетмана Мазепы – считаю не состоятельной. Опять по хронологии. Если  слободу создали в 1747 году, а сам гетман умер в Османской империи в 1709  году – маловероятно,  что слободу через 38 лет  после смерти предателя строили его воины.  Молодые воины при Мазепе - через 38 лет были уже стариками дряхлыми!  Солдаты гетмана вряд ли были дураками. И большая их часть могла сбежать с предводителем или в Турцию. Или в Крым. Все прекрасно понимали, что их ждет в русском плену.  Да и по самой картинке у меня вопросы. Например, огромный залив с левой стороны. Голубые  линии. Хорошо видно, что на Покровской стороне растут ЕЛИ. Или что-то похожее. Не растут в степи ЕЛИ. Зеленая стрелка.  Вызывают сомнения огромные валуны. И скалы, на которых растут елки. Красные стрелки. Так что я считаю, что ошибочно признавать картинку «саратовской». 

Файлы: 

По-моему, картинка не стоит столь дотошного анализа. Это же немецкий журнал  дофотографической эпохи. Иллюстраторы в таких изданиях по всему свету занимались «фантазиями на тему» в соответствии со своими вкусами, эрудицией, какими-то отрывочными сведениями о предмете и т.п. Ёлки в России – стереотип, хорошо ещё, что среди них не изобразили сцену охоты на медведя с помощью балалаек (см. напр., волжских крокодилов с наполеоновской медали. Или вот: нападение медведей на деревню

Повторюсь: ценность картинки как документа -  в названии Козакенштадт.

Файлы: 

Если это "фантазия на тему", в основном разделе ей не место. Из-за одного названия не стоит ее здесь держать. Перенесу на форум.

Ну, и в том, что это первое известное (на нынешний день) изображение слободы.

Я не уверен, что фантазию художника можно назвать "первым известным изображением слободы". Когда рисунки допускали в основной раздел, оговаривалось, что это будут сделанные с натуры, более или менее точные изображения дофотографической эпохи.

Ещё несколько "саратовских" картинок

 "Le Monde illustré" 1892. Холера в Саратове. Толпа поджигает больницу.

 

Бунт на пароходе "Ниагара" возле Саратова 28.6.1892

 

1905г. Покушение на генерала В. Сахарова в доме саратовского губернатора.

 

Кстати, в некоторых странах подобные журналы с рисунками были столь популярны, что просуществовали аж до 60-х годов.

Данные по итогам холерной эпидемии в Саратове в 1892 году.

Холерный бунт в Саратове случился 29 июня 1892 года. Читать от стр. 15.

Файлы: 

На 90-м году жизни скончался художник Владимир Солянов: http://www.vzsar.ru/news/2016/09/14/yshel-iz-jizni-hydojnik-vladimir-sol....

Улица Никольская, художник А.М. Ермолаев

Файлы: 

Не самый удачный образец жанра ("раскрашивания" известных фотографий). ИМХО, конечно..
 

Гейслер, Кристиан Готлиб Генрих (1770—1844)) Германия

Весна 1793-го года. Заиндевелые берёзки в местечке между речками Чардым и Курдюм под Саратовом. Путешествие П. Палласа по южным областям Российской империи в 1793-94 гг. Лондон, 1802 год.

СНИИМ-28

Файлы: 

В.Г. Коринь. «Вид на мост с улицы Валовой» 2001г.

Владимир Григорьевич Коринь родился в Саратове в 1968 году. В 1992 году окончил архитектурно-строительный факультет Саратовского политехнического института по специальности «Архитектура». Участник областных, городских, молодёжных, региональных выставок. Член Союза художников с 1996 года, лауреат фестиваля «Культурные герои XXI века». Умер в 2015 году. 
Картина «Вид на мост с улицы Валовой» создана художником в 2001 году. На ней изображена историческая часть города Саратова, улица Валовая, ведущая к Волге. Невысокие домики, кирпичный забор, через который прорывается всеми своими ветвями деревья. Вдалеке, в тумане, а может быть в знаменитой саратовской пыли, виднеется мост через Волгу, над которым зависло закатное солнце. 
На картинах Владимира Григорьевича нет ни открытого цвета, ни внешних поражающих эффектов, он неспешно и тихо беседует с миром. Во всем чувствуется любовное отношение художника не только к изображаемому, но и к самой поверхности холста, мазку, движению кисти. Все настолько правдиво, что не задумываешься о том, как это сделано.

Файлы: 

КОНСТАНТИНОВ, ИВАН ИВАНОВИЧ.

Буря на Волге. Конец 1910-х гг.

Картон, масло. 20,2 х 27,2 см. На обороте надпись: Буря на Волге г. Саратов.

http://www.vnikitskom.ru/antique/auction/51/22247/

 

КОНСТАНТИНОВ, ИВАН ИВАНОВИЧ.

Рокотовка. Саратов. Конец 1910-х гг.

Фанера, масло. 16 х 29 см. На обороте надпись: Рокотовка г. Саратов.

Духосошественская церковь , ул. Б. Горная. 1855 г., худ. И. Афонин

Церковь во имя иконы " Утоли моя печали", ул. Волжская, Художник И. Афонин.

Корпус городской детской инфекционной больницы № 5( бывшая Поздеевская , построенная на ср-ва купчихи Д. С. Поздеевой), ул. Соколовая. Художник И. Афонин.

Корпус № 10 Саратовского классического университета, ул. Московская. Архитектор Ю.К. Бурмистров. 1999г. Художник И. Афонин.

Особняк архитектора П. М. Зыбина, ул. Первомайская, Художник И. Афонин.

Саратов.Бывший дом губернатора П. А. Столыпина (1903- 1906) , ул.Вольская. худ. И. Афонин.

Покровская церковь, ул. Горького.

Отто Нагель. Над крышами Саратова. 1924г. 

Берлин, дом-музей Отто Нагеля.

Файлы: 

Рисунки Менякина Юрия Ивановича. Вроде бы нигде не обознался...

Файлы: 

Б.Миловидов. Саратов. Набережная Волги. 1960-е.

Файлы: 

М.Маторин. Утро в Саратове. 1935г.

Файлы: