Пароходы и прочие суда

http://alliruk.livejournal.com/399218.html

 

Бывший "Leopold II". Построен в 1888 году. Бурмейстер ог Вайн'с, № 147.
Приобретен в 1911 г. На 16-ый год принадлежал Русскому Северо-Западному Пароходству, приписан к Либаве под № 238. За годы Первой Мировой и Гражданской войн - походил по рукам...
Затонул в 1923 г.

Пишут о нём на ФлитФото http://fleetphoto.ru/photo/188759/#167033 - Эльронд

Сказали "Спасибо!"

Комментарии

 У этого парохода очень интересная история (см. напр. http://www.divesport.lv/index.php?option=com_content&view=article&id=61:...)

В 1919г. вся территория "независимой Латвиийской республики" состояла из этого судна, на котором правительство Ульманиса укрывалось от немцев под охраной англичан.

Латышская открытка 20-х гг. Карл Ульманис высаживается в Риге с парохода "Саратов"

 

Пароход "Пушкин" общества "Самолет"

Файлы: 

Принадлежал обществу "Самолет",после переименован в "А.С.Пушкин",в 1920 году около Казани проломился,стоя на якоре,срезало льдом,восстановлен.В 1964 г. брошен в Саратовском затоне и разрушен.

Построен 1887, Cockerill http://fleetphoto.ru/ship/53817/

Пароход "Святослав" общества "Кавказ и Меркурий"

Файлы: 

 газете "Русское слово" за 1905 год  сообщили о гибели  парохода "Кавос":

Саратов, 12, VIII. Сегодня ночью около Камышина сгорел буксирный пароход общества «Кавказ и Меркурий» «Кавос» с 80,000 пуд. нефти. Утонул машинист. Остальная команда спаслась. Убытку 100 тыс. руб.

http://russkoeslovo.com/page/4/?s=саратов

Саратовский листок. 31 июля 1911 года

пароход "Святослав" перед причалом в Саратове.

Построено - 1889, рег. № 1479 http://fleetphoto.ru/ship/63299/

Пароход "Цесаревич Николай"

Файлы: 

Есть фотография лучшего качества

Пароход "Александр Грибоедов" общества "Самолет"

Файлы: 

Пароход "Граф Лев Толстой"

Файлы: 

Буксирный пароход "Писемский"

Файлы: 

Пароход типа "Амазонка"

"В 1881 году Зевеке командирует своего сына Александра в Америку для ознакомления с появившимися там новыми речными судами – выбрать наиболее пригодный тип корабля для Волги. Таким был признан плоскодонный заднеколесный пароход, ходивший по реке Амазонке. Решили строить такие пароходы в России целиком из дерева и своими силами.

Однако для руководства строительными работами выписали из Америки мастера Думбара."

http://www.sport.saratov.gov.ru/center/index.php?SECTION_ID=224&ELEMENT_...

 

 

 

 

 

Пароход "Жемчужина"

 

Ходили, однако, до 1955 года...

Пароход "Владимир"

Файлы: 

1913 год. Октябрь, 24. Саратвоский вестник.

15 октября, ночью, на Волге выше г. Хвалынска, противъ хлебной пристани Духовницкое, затонулъ пас­сажирский, пароходъ купеческая О-ва «Владимиръ». Въ эту ночь на Волге была сильная снежная буря. 

Торговая баржа

Файлы: 

Пароход "Коперник", фотограф Вильям Филд

Пароход "Энгельс"

 

Пароход "Сергей Алымов"

"Сергей Алымов" Стоял в качестве копуса дома отдыха "Кристалл" (г. Саратов); к середине 1980-х годов над пароходом был надстроен третий ярус помещений. «Сергей Алымов» принадлежал ведомственной базе отдыха, и был в очень ухоженном состоянии. Находился пароход в 50 метрах от уреза воды, куда был заведен во время сильного паводка. Как и на всех пароходах, принадлежащих базам отдыха, особое внимание уделялось корпусу и надстройке парохода. Зато все механизмы были наполовину разобраны. Ныне пароход стоит на турбазе с одноименным названием "Алымов" с. Елшанка, чудь дальше Чардыма.

С гугла кстати прекрасно виден ) надо бы съездить, отфоткать его нынешнее состояние.

Состояние у него такое же как и на фото выше. За пароходом ухаживают. Всетаки стоит он на газпромовской турбазе, а средства на поддержания парохода в приличном состоянии у них имеются))).

В пароходе кстати сохнарились предметы интерьера того времени и в машинном отделении до сих пор пахнет мазутом ))) 

О, гугл снимки обновил, теперь отлично видно и пароход и виллу Грищенко.

 

Да, съездить надо, но до наступления "курортного" сезона

Но пароход может быть закрыт. Но на "разведку" можно съездить, узнать обстановку на турбазе и вредность охраны.

http://www.infoflotforum.ru/index.php?showtopic=25473&st=80 Это координаты раздела "Брошеные пароходы" на форуме ИНФОФЛОта. три года назад мы с товарищем делали репортаж по Саратовским "брошенкам" и "утопленникам" для журнала ИНФОФЛОТ, параллельно выкладывая некоторые материалы на форум. Там есть фото, по-моему даже интерьеров, которые сохранены почти в идеале. Турбаза принадлежит ОАО Саратовгаз и деньги на содержание более-менее выделяют. Охрана (мы были в несезон, апрель) скучающая,  из местных. Они нам много интересного поведали. например, что на место последней стоянки Алымов зашел своим ходом по весне, по высокой воде, после чего были установлены подпоркии и намыт вокруг него пляж. Но до сих пор весной Волга разливается и пароход оказывается как-бы на воде. Капитан просил три дня на "прощание" со своим судном. Попросту - заперся в каюте и пил, после чего забрал на память штурвальное колесо и удалился. (хотя это уже похоже на местную легенду). Машина частично разобрана, за сохранностью днища особо никто не следит, обшивка его прогнила насквозь и спуститься в машинное отделение не получилось, ограничились только несколькими фото. Насколько мне известно пароход Сергей Алымов до сих пор находится на том же месте и в настоящий момент это чуть ли не единственный сохранившийся (хотя бы внешне) пароход проекта 737.

Пароход "Энгельс". Фото Льва Варламова из архива Ирины Таскановой, 1947 год

Файлы: 

Прогулка учащихся городских школ

Файлы: 

Саратовская переправа. Едут на экскурсию в Покровск.

1963г. У Саратова

Не разберу в этом ракурсе, что за корыто у причала

Это теплоход СТ-220.Такие теплоходы с большой открытой палубой-площадкой использовались на паромной переправе С-Э.После постройки автомоста возили людей на короткие расстояния,  например, на Зеленый.

Это надо в основные, если ещё не.

Беляны - огромнейшие баржи для сплавки брёвенБеляны - огромнейшие баржи для сплавки брёвен

Файлы: 

Мне почему-то кажется, на основании красного шрифта, что а не могла эта открытка могла быть выпущена Бестужевым?

 

Фотографии Юрия Кривоносова. 1957г.

 

Начало ХХ века. Однако, традиция..

 

Фотографии Юрия Кривоносова. 1957г.

1926г. Наводнение в Покровске.

а эту можно и в раздел "Губерния" отправить

Что это?

Файлы: 

1957г.

Караван судов, идущих из Германии (ГДР) на Волгу, 1958 год.

"Добрыня Никитич", "Рылеев", "Багратион", "Кавказ", "Михаил Кутузов", "Дмитрий Пожарский". "Дмитрий Донской", проект 588.

Файлы: 

журнал "Огонек" 1961 год №37

Никита Сергеевич Хрущев и сопровождающие лица с командой теплохода "Добрыня Никитич"

Теплоход "Капитан Рачков", 1981 г.

 

1975г.

 

А вот и Никита Сергеевич приплыл:

Пароход "Н.С.Хрущев", построен в начале 30-х годов в Балаково. Первоначально назывался "Энергетик", последнее название-"Слава". Списан в 1961 году.

 

Душевные названия встречались у волжских пароходов:

 

Совсем недавно:

Начало и конец советской эпохи в названиях пароходов...

 

 

Саратовская область. Паромная переправа через Волгу между Духовницким и Хвалынском

Файлы: 

Файлы: 

Файлы: 

Файлы: 

 

 

Файлы: 

не знаю. видели ли такюу открытку. на молотке нашла.

Файлы: 

Два парохода, упомянутые в "Крутой ступени" Иосифа Кассиля.

   "Измайлов выбежал на мостки, затем стал подниматься по набережной. Там толпился народ, видимо давно ожидающий прихода почтового. "Гражданин" у самых пристаней подходил задом. Этого требовали условия бухты. Развертываться можно было только до входа в бухту, а так как пароход должен стоять всегда носом вверх, то и приходилось подходить, идя вперед кормою" (действие происходит осенью 1931 г.)

 Пароход "Гражданин" Источники: http://fotki.yandex.ru/users/alexander-d2010/view/457250/?page=1, http://www.alabin.ru/alabina/exposure/collections/post_card

" "Гражданин" переименован в "Полководец Суворов" (1950г) Работал на Волжских линиях. Единственный пароход, работавший до 80-х годов без замены надстройки. Списан в 1982 г".
Библиотека корабельного инженера Е.Л.Смирнова

 

"...Так рассуждал про себя Николай Измайлов, глядя на осеннюю воду с верхней палубы теплохода "17-й год". Вдали показался Князевский затон".

Теплоход "17-й год"

Источник:

http://fotki.yandex.ru/users/alexander-d2010/view/457253/?page=1

 

 

Файлы: 

Переправа

 

Из киниги В.Цыбина "Пароход на Волге". Саратов. 1996                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                "Семь часов утра, и уже нестерпимо жарко… Перевозный пароход — монопольное достояние какого–то покровительствуемого судьбой подрядчика, поддерживающий сообщение между Саратовом и Покровскою слободой, в течение двадцати минут делает тщетные попытки отвалить от пристани: Волга за ночь еще обмелела, и пароход почти вплотную сидит на песчаной мели. С десяток рабочих изо всех сил отталкиваются шестами; слышны крики: «Стои́т», «Нейдет…»; капитан парохода командует то «Самый малый вперед», то «Самый малый назад»… Наконец, пароход медленно сползает с места, медленно огибает огромную песчаную отмель, обещающую в близком будущем окончательно отрезать Саратов от Волги, и, волоча за собою две огромные баржи с подводами и «черным народом», направляется к Покровской слободе. На пароходе — только и разговоров, что о прелестях переправы: как городская управа, заботясь лишь о городском доходе, сдала переправу в бесконтрольное распоряжение «чумазому» предпринимателю; как гурты скота, по целым дням, стоят некормленые на покровской стороне, ожидая своей очереди; как целыми же днями стоят воза с пшеницей и другою кладью, — и это в то время, когда Покровская слобода живет, в сущности, одною жизнью с Саратовом, когда торговые и всякие другие интересы требуют постоянного сообщения между Саратовом и слободой. "     А.А. Кауфман. По новым местам. (Очерки и путевые заметки).1901—1903. — СПб., 1905. (http://rus-turk.livejournal.com/173435.html )

 

"Коммунист", 26 декабря 1937 г.

Спасибо, интересные сюжеты.

Подтянул, увеличил.

Файлы: 

Последняя страница фотоальбома.Место сьёмки неизвестно.

Файлы: 

Теплоход "карл Либкнехт" , ныне "Юрий Никулин", 1970 г.

Файлы: 

1973 год. т/х "Приволжск" в порту Волгограда

из фотоальбома "ГПТУ - 39 РФ г. Саратов" на сайте Одноклассники.Александр Фролов.

 

 

Файлы: 

"Сторожевой"

в той же группе фотку взяла

Журнал "Огонек" 1928 год №31

Файлы: 

из альбома Кияновского Дмитрия на сайте

http://www.panoramio.com/photo/3263404

 

 

А не стоит эти фото выложить в основной раздел? По-моему, вполне достойные. Еще вот такое там есть (это, может, и выкладывали):

Файлы: 

"Иосиф Сталин"

нашла фотку в сообществе "Камышин", может и в Саратов заходил этот теплоход?

из коллекции Ольги Порхуновой (Редкокашина)

 

Из той же коллекции, но название не рассмотреть((

там же из коллкции Вадима Арефьева

Пароход "Савин" ставший причиной большого майского пожара в Саратове в 1914 году. Фото из книги "Старый Саратов на фотографиях и открытках"

Файлы: 

журнал "Огонёк" 1944 год

Файлы: 

журнал "Огонёк". 1954 год.

 

1959 №24

"Ленин"

фото из сборника "Очерки истории нижегородской науки и техники"

http://www.docme.ru/doc/89466/sbornik

Уважаемый AV.

Уверена, что Вам эта книга знакома, но для тех кто заинтересовался этой тематикой :

встретилась книга

Александр Борисович Широкорад "Великая речная война. 1918 - 1920 годы"

"Великая речная война. 1918 - 1920 годы": Вече; Москва; 2006
ISBN 5-9533-1465-5
Аннотация

Книга военного историка А. Б. Широкорада повествует о наименее известном аспекте Гражданской войны в России - боевых действиях на реках и озерах. Речные и озерные красные и белые флотилии сыграли в этой войне крайне важную роль. Как правило, огневая мощь флотилий существенно превосходила огневую мощь сухопутных войск, сражавшихся на различных фронтах и театрах военных действий. Книга иллюстриована картамаи, схемами, чертежами и фотографиями.Вот несколько страниц из этой книги

  http://www.docme.ru/doc/97128/shirokorad-a.b.-velikaya-rechnaya-vojna.-1918%E2%80%93192...
 

То, что из императорской яхты "Межень" сделали штабное судно комфлота волжской флотилии - это логично.

А самый интересный сюжет - речной авианосец 1918 (!) года:

Авиабаржа "Коммуна" .

"Саратовская областная газета" 21 июля 2011 

Татьяна Лисина "Берег левый, берег правый"

Параход "П.И. Баранов"

Параход "И.А. Гончаров"

Ледокол "Громобой"

Файлы: 

Еще одно фото "Громобоя". Где это вообще? Знакомое здание на заднем плане слева, но не могу вспомнить, что это. Может, кто поможет?

Файлы: 

Это не "ещё одно", а то же самое фото, что и комментарием выше, только обрезанное.

Артём, это не здание, а плавучий элеватор «Саратов»  http://oldsaratov.ru/comment/62462#comment-62462

За Шмидтами твердо закрепился статус миллионеров. Уже одна только опись транспортных средств, принадлежащих товариществу, красноречиво подтверждает этот факт. Для перевозки зерна и муки фирма имела четыре парохода («Иосиф», «Михаил», «Мельник» и «Колонист»), два теплохода («Инженер Корейво» и «Карамыш»), а также около 40 непаровых судов, среди которых находились 25 барж. Между прочим, теплоход «Карамыш», построенный в 1910 году, был на тот момент первым грузовым колесным теплоходом на Волге.

http://article.saratov.ru/saratov/mansion_pi_schmidt/?sphrase_id=65225

Файлы: 

"Самсон" проходит через Жигули

литография из книги 

"The Russian Shores of the Black Sea in the autumn of 1852 : with a voyage down the Volga, and a tour through the country of the Don Cossacks" 

автор Лоуренс Олифант; издана: Эдинбург, Лондон, 1854 

Файлы: 

Попалось мне тут фото. Может было?

 

 

Файлы: 
Файлы: 

пароход Н.в. Гоголь

 

Это не тот пароход, который сейчас ходит по Северной Двине?

Путешествие в Россию , 1891

Павел Lancrenon  ( Фотограф , 1857-1922 )

Волга.  Город скрылся под водами озера созданы плотины на Волге

http://www.culture.gouv.fr/public/mistral/memoire_fr?ACTION=CHERCHER&FIE...

корабль на Волге, дата снимка 25 июля 1891года

http://old.syzran.ru/html/lankrenon.html

Файлы: 

Carrick William (1827-1878)

Boat people sur la Volga

http://www.photo.rmn.fr/cf/htm/CPicZ.aspx?E=2C6NU08NPRHL

 

Файлы: 

"Пароход Общесва по Волге"

И опять рука Е. Минх.

кто-то много открыток с автографом Е. Минх  продает вот тут

 http://images-00.delcampe-static.net/img_large/auction/000/194/746/130_0...

Файлы: 
Файлы: 

Пароход "Усердный"

Пароход "Ермак"

Файлы: 

фото Вознесенского

 

Файлы: 

Пароход "Князь Николай  Жеванов"

Дизель-электроход "казахстан". Канал Волга-Дон

Файлы: 

Пароход "В.К. Ольга Николаевна"

Файлы: 

пароход "Некрасов"

Файлы: 

Суда РУЖД

 

Плавучий элеватор:

 

Плавучий док:

 

 

Паром "Переправа Вторая" у Сормовской верфи:

 

 

Вот отсюда: http://seti.vounb.volgograd.ru/library/raritet/Sputnik_po_reke_Volge/pag..., там еще куча судов (с 15 страницы), не знаю, какие имеют отношение к Саратову, какие нет, что-то, может быть, уже было.

Из альбомов  выпускников речного училища ГПТУ - 39  на сайте Одноклассники

РК-870

"Балашов"

Ледокол "Ока"

 

 

 

 

http://www.odnoklassniki.ru/group/51107593650240/albums

"Комдив Гай" у Саратова. 1984-1985 год. фото Станислава Гридассова.

 

 

 

 

 

Файлы: 

Стоит ли выкладывать в основной раздел это фото из альбома Бакмана-1970 "Саратов"

 

 

Файлы: 

Ракеты, Метеоры и многое другое в альбоме "ретрофлот" и других фотоальбомах slavaam

https://photo.qip.ru/users/slavaam/3636639/80767066/#mainImageLink

Увы, качество ужасное. 

1936 г. Дубовка, пристань.Справа параход "Владимир-Ульянов-Ленин", слева "Академик Желудков".

на одноклассниках выложил фотографию Филатов Евгений

"Виктор Гусев"

Построен - 1955, МРП, Москва

Использовался в качестве корпуса дома отдыха "Кристалл" (г. Саратов);

в 1979 г. сгорел; постепенно разобран.

http://rivershkiper.livejournal.com/54544.html

Файлы: 

А нет ли где фото пожарного парохода Самара -всегда стоял в затоне в 1966 году был на практике одну навигацию!

название теплохода - НАМАНГАН,
1913 - 1940 "Наманган", с 1940 до разборки в 1959 году (в Балаково кажется)" Борис Щукин".
Один из серии ( из 5 однотипных товаро-пассажирских теплоходов), названных речниками БАЙРАМЫ или более нежно - БАЙРАМЧИКИ, по названию головного судна БАЙРАМ-АЛИ. 
Серия теплоходов, построена в 1913 году Коломенским заводом: «Байрам-Али», «Андижан», «Маргелан», «Наманган» и «Ташкент», для «Восточного Общества Товарных Складов».

"НАМАНГАН" под именем "БОРИС ЩУКИН" (с 1940 г.) проработал до конца 1950-х г.г.

http://www.avito.ru/moskva/kollektsionirovanie?p=12&params=14_78

Набрела на фотографии экскурсии в Музей речного флота Саратова.

Возможно, в музее есть фотографии которых нет на сайте 

http://my.mail.ru/mail/patriot.index/photo#photo=/mail/patriot.index/Saratov421/5794?ps=1

Самое интересное, что на второй фотографии кажись DJHooligantk. Может у него есть эти фотографии? Там есть интересные.

да, Денис там не на одной фотографии , а на нескольких))

Всё что было тогда интересного я отфотографировал и загрузил сюда. Но интересного (с видами города) было мало. А так много фотографий речных судов без привязки к городу было.

"В.И. Чапаев"

http://www.pg4.ru/main.php?g2_itemId=254543

Фильм кинодокументалиста, лауреата Государственной премии СССР, Дмитрия Алексеевича Лунькова о водном сообщении на реке Иргиз  «Капитан ближнего плавания». 1968 г.

Главные героии капитан и его судно "В.И. Чапаев". 

Стоп-кадров наделал, но увы, нужно согласие правообладателя. 

Фильм душевный.

https://youtu.be/CQiMAKa7xMc

Файлы: 

 

Возможно будет интересной кому-то информация о затонах и местах для зимовки судов.

страницы книги:  

Материалы для описания русских рек и истории улучшения их судоходных условий : вып. 1- . - С.-Петербург : Упр. водяных и шоссейных сообщ. и торг. портов (по отд. водяных и шоссейных сообщ.) , 1902.    Вып. 7: Затоны и места для зимовки судов на реках Волге и Каме : текст. - Казань, 1906. 

http://www.prlib.ru/Lib/pages/item.aspx?itemid=37019

На борту «плавучей базы» «Златовратский» располагался профилакторий лётного состава СВВАУЛ.

http://www.svvaul.ru/fotogalereya/349-svvaul-70-letkniga/detail/12731-svvaul-142?tmpl=component

Теплоход "К.Готвальд" носил своё название до 2003 года, затем был переименован в "Профессор Лукачев" и в 2005 получил название "Екатерина Великая". Фото добавил пользователь sm-3.

 

Файлы: 

"Вацлав Воровский" у саратовского причала. Кадр из документального фильма "Саратов. Один день" (1974)

 

Файлы: 

 

Несколько слов про пароход Алымов, принадлежит турбаза не Саратовгаз (это название горгаза), а принадлежал он Газпром Трансгаз Саратов (бывший ПО ЮгТрансГаз).
по последним данным его продали в частные владения (кому информации нет).
Находится он в районе с. Большая Елшанка (в Саратовской области С Елшанка несколько) по Сызранскому направлению.
В свое время рядом с Алымывом на территории турбазы Дубовая гряда от Саратовского подшипникового завода находился ещё один пароход. Он стоял на воде, в протоке позади турбазы, рядом ещё была полузатопленная баржа (название не помню, это было лет 30 назад), в прошлом году был в тех краях, но парохода уже нет, да и протоку эту вместе с турбазой плавучим экскаватором всю перерыли.

 

Несколько слов про пароход Алымов, принадлежит турбаза не Саратовгаз (это название горгаза), а принадлежал он Газпром Трансгаз Саратов (бывший ПО ЮгТрансГаз).
по последним данным его продали в частные владения (кому информации нет).
Находится он в районе с. Большая Елшанка (в Саратовской области С Елшанка несколько) по Сызранскому направлению.
В свое время рядом с Алымывом на территории турбазы Дубовая гряда от Саратовского подшипникового завода находился ещё один пароход. Он стоял на воде, в протоке позади турбазы, рядом ещё была полузатопленная баржа (название не помню, это было лет 30 назад), в прошлом году был в тех краях, но парохода уже нет, да и протоку эту вместе с турбазой плавучим экскаватором всю перерыли.

А это вот то же интересный экземпляр.

Зеленый остров - остатки рейдового тральщика "Комсомолец Калмыкии" экс."Саратовец-3" уже не существующей детской морской школы "Юный Балтиец".

 

 

 

Наверное, всё же Саратовец второй это, затопленный неизвестными лицами после продажи. См. http://oldsaratov.ru/photo/tralshchik-saratovec-u-prichala в дополнительных и описание из книги Цыбина.

В детстве с 1977 по 1980 г. был курсантом ДМШ "Юный балтиец", так вот могу сказать что "Саратовцев" было два, первый линейный тральщик, второй как говорили нам преподаватели был кораблем связи, дебаркадер у которого стоял "Саратовец-1" был приписан к морской школе ДОСААФ и именовался плавбазой, там учили водолазному делу, так же стояли 6 и 4 весельные ялы, на которых курсанты обучались гребле и навыкам хождения под парусами. Второй "Саратовец" лично не застал т.к. по возрасту уже окончил ДМШ, а на первом несколько раз ходдил в походы до Куйбышева (Самара), Волгограда и до Астрахани. Очень счастливое и интересное время было.

"Парижская коммуна" у причала. Фотография 1988 г. добавлена AV. Источник:

http://riverforum.ru/showthread.php?t=213&page=21."Парижская коммуна" у причала

Файлы: 

Файлы: 

 

Откртыка выложена AV. Открытка отправлена из Саратова в Вольск. Оборот - в доп.

Комментарий mark: Пароходы общества Самолет, названные в честь великих князей, ходили по маршрутам верхней Волги. Пароходы названные в честь писателей- обслуживали маршруты Нижний -Астрахань. Таким образом на открытке может быть Саратов. Как может быть и Царицын, и Сызрань и прочее. Мне здесь интереснее другое. Несомненно, что ДО революционное фото, было отправлено в советское время. С советской маркой, по советской почте . И написано было по советской орфографии. Временная пауза между фотографированием, изготовлением и отправкой открытки составила почти четверть века! Если мы сегодня попытаемся найти и отправить почтой советскую открытку двадцати-двадцати пятилетней давности с лозунгом "КПСС чего то там...." ЭТО БУДЕТ СОВСЕМ НЕ ПРОСТО!

 

 

Возможно кому-то будет полезна эта информация.

Решение Гражданского кассационного департамента Правительствующего сената за 1887 г.№ 96

по иску торгового дома "братьев Ивана и Кондрата Рейнике" к купцу Зевеке, об убытках и гибели рыбницы крестьянина Шарова во время урагана.

http://edoc.nlr.ru/ws/docserver/getpdf/cc3d33476f43475befdbf06cb5b66a9e

Альфонс Александрович Зевеке

 

 http://elib.tomsk.ru/purl/1-7005/

Уроженец Курляндской губернии*, Альфонс
Александрович служил штурманом, а затем шкипером на
судах морского торгового флота. В конце 1860-х А. Зевеке
переходит на службу в Камско-Волжское пароходное
общество на должность капитана парохода «Орёл». После
нескольких повышений по службе он занимает пост
управляющего пароходством. А.А. Зевеке принадлежит
инициатива строительства на Волге заднеколесных судов. В
1874 году Камско-Волжское пароходное общество
прекращает свое существование. Занявшись на некоторое
время торговыми операциями, Зевеке в конце 1875 года
возвращается на Волгу и создает собственное пароходное
дело. Он берет у компании «Форбес и К» в аренду пароходы
«Переворот», «Миссисипи» и «Н. Бенардаки» перешедшие
в собственность фирмы вследствие неуплаты долгов
Камско-Волжским обществом. Арендует так же еще 2
парохода у владельцев Николо-Абакумовского завода
Журавлевых – «Миклашевского» и «Ниагару». С 1 июня
1876 года пятью пароходами А.А. Зевеке открывает
пассажирскую навигацию между Нижним Новгородом и
Астраханью.

 

 

Описание волжских судов в "Записки Путешествия Академика Лепехина". 1821 год

 

http://www.runivers.ru/upload/iblock/66e/Polnoe%20sobranie%20puteshestvi...

Очень интересно. Надо же - даже в начале XIX века купеческие суда еще вооружались пушками (!) против "разъезжающих по Волге удальцов". И еще - не знал, что слово "понос" употреблялось в значении "попутный ветер" ;))

газета "Коммуна" 24 июля 1941 года

На борту "Решительного"

Август 1952. Недолго усатому висеть осталось. Из архива Андрея Горбунова.

М.б. и не Саратов. М.б. кто-то сумеет прочесть название на кругах.

"Полина Осипенко"? Саратов - не Саратов, но Волга точно: В.Г.П.Р.П. - Волжское грузопассажирское речное пароходство.

Первые клепанные стальные нефтеналивные баржи были изготовлены в 1884 году в Саратове, на судостроительном заводе, входившим в состав компании «Инженеръ А.В. Бари». Завод размещался в Затоне и Улешах. Производство барж осуществлялось сезонно — зимой собирали по московским лекалам, а резервуары летом. Численность рабочих составляла до 500 человек.

http://www.sapcon.ru/company/museum/GL/GL1.php

Волжские пароходы фото сделаны в районе Саратова, к сожалению как называются, не знаю, может быть, кто то узнает их.

Сейнер можно и в основной альбом.

на второй фотографии - "Кольцов".

Зима на Волге. "Коммунист", 8 января 1938 г.

Вроде не было:

Ледокол "Громобой" у Саратова. "Молодой сталинец", 8 апреля 1937 г.

Из архива Базуриной М.Г.

 

 

Файлы: 

Переправа Саратов-Энгельс
"Коммунист", 30 марта 1937 г.

Доброе время суток!

Подскажите, сохранились ли на Зелёном острове, слева от причала переправы, останки "Гончарова"? Гугл его показывает, но может устареть картинка.

 

Внесу свою скромную лепту... Детство и юность связаны с Чардымом - там расположена база отдыха "Салют", куда отец привозил меня каждое лето, с 1972 или 1973 года. В те годы, были живы и благополучно работали пароходы дореволюционной постройки: "Спартак", "Володарский", "Кама", "Усиевич", "Полководец Суворов", "Богатырь", "Память Азина (2 - 1950-х гг.)", "Чичерин", "Волга", "Михаил Калинин"; 737 проекта - "Янка Купала", "Виктор Гусев". Были и "ведомственные" (приобретённые, после списания, крупными заводами и использовавшиеся в качестве плавучих домов отдыха) - "Волгоград" (737) и "Дмитрий Фурманов".  В устье Терешки, у "Авангарда", стоял пароход "Первое мая" (в 1996 сгорел напротив Энгельсского порта, на Сазанке). На Зелёном обретались "Гончаров" (утратил надстройку уже в 1975 году) и "Профессор Мечников" (турбаза "Труд") - сгорел в том же 1996, разобран в начале 2000-х. С противоположной стороны Зелёного острова, располагался старинный путейский пароход "Стрежень" (участь аналогична). На острове Тульский, напротив Чардыма, на пляже (ныне заросшем осокой) - остов катера проекта К-80 (порезан в 2003). Ещё было множество барж, в том числе, клёпаных, а у рыбачьей артели в Каюковке (В Собачьей дыре) - деревянная.

Фактически, из дореволюционного флота, на Волге уцелел только остов "Гончарова" (если не покромсали в эту зиму) и утопленный "Саратовский ледокол"...

Уважаемый Александр!Спасибо за интересные воспоминания и фото,а среднее фото http://oldsaratov.ru/sites/default/files/attachs/img172.jpg. вообще,нужно поставить в основной раздел под названием типа "Речной вокзал"....А тот остов "Гончарова" у переправы пока "жив".Спасибо.

О пароходе "Волгоград". В начале 80Х годов этот пароход был приобретен Саратовским Агрегатным заводом с целью, сделать заводское круизное судно для отдыха трудящихся. Но после приобретения судна, оказалось, что нужны всякие согласования, лицензии для прохождения  шлюзов на гидростанциях, серьезными оказались проблемы  заправки, связи и прочее. Ведь судно было ведомственным. По этой причине пароход перегнали на буксире в Вольск. Где было решено использовать судно в качестве сухопутного  дома отдыха Вольского филиала Саратовского Агрегатного завода.  В начале судно установили возле села Терса. В 30 метрах от Волги, в предварительно  вырытый котлован. В разлив,  пароход  завели в котлован, после схода воды  выровняли домкратами, и решили там и оставить. НО, оказалось, что земли эти принадлежат РАЙОНУ. А оформление земли не было должным образом оформлено. В конфликтной ситуации  через год или два судно переместили  за завод "Комсомолец".  Разместив в период половодья на выбранной площадке. Там судно и оставили.  Была нанята бригада из Прибалтики. Которая ОЧЕНЬ дорого  провела приспособление помещений  для проживания  в качестве  санаторных комнат.  Но к этому времени сменился директор завода, инициатор дорогостоящих  перестроек  парохода в сухопутную базу. Начальная эксплуатация показала, что использовать на суше пароход  в качестве жилья - невозможно! Любой "чих", "ах" , пуканье или стон, звучал на весь пароход.  Звук работающей машины, плеск воды  при движении парохода на воде были "звуковым шумом". Которого  при поставленном на фундамент пароходе - не было.  По этой причине желающих  слушать по ночам  посторонние звуки  оказалось мало. Пароход стал базой для ночевки рыбаков, которые ходили на рыбалку. Потом пароход сгорел.  Лет 15 назад остов был разобран.  Публикую фотографии из личного архива 1984 года. Когда в половодье, в районе Терсы, работники завода проводили "субботники"  для подготовки парохода к сезону. 

Спасибо за информацию! У меня остались два воспоминания, связанные с эти судном: в 1977 году, у мамы на работе оказалась "горящая" профсоюзная путёвка в "круиз выходного дня" Москва - Углич - Москва. У нас была трюмная каюта на однотипном "Матросе Вакуленчуке", а "Волгоград" шёл вторым бортом - желающих пойти в круиз, одним пароходом, даже при "советских туристических" "ужимках" в 8-местных каютах, было не увезти. Так и шли, то отставая, то обгоняя его.

Через несколько лет, вероятно, в начале 1980-х, наблюдаю, с пляжа базы отдыха "Салют" (Чардым) ситуацию: по местному фарватеру, ведущему от основного судового хода в Чардым (примерно, от траверза базы отдыха СГУ), лихо дымя, несётся какое-то судно, распугивая матерящихся рыбаков - лещатников (они расслабились: в это время рейсовых Омиков нет). Подошли ближе - вижу: "Волгоград", старый знакомый. А на нашей турбазе, в те годы, обретался парусный катамаран "Вента". Быстро соображаем, что на "Волгограде" буфет интереснее "салютовского", дёргаем верёвки - и в погоню. Пароход причалил в районе турбазы "Ветерок", к противоположному берегу. мы - к нему. Печенья тогда купили вдосталь. теперь, кстати, такое не выпускают - всё по "современным технологиям". А то было сочное, душистое.

В третий раз увидел "Волгоград", точнее, его обгорелые останки, в 2001 году, на берегу у Вольска, с борта "Комарно". Там же - бетонное основание сгоревшего дебаркадера.

В дополнение - хочу спросить знатоков: в 1970-80х гг, в районе Зелёного острова, находился ещё один списанный "колёсник" - турбаза - "Механик Погодин" (т/б "Водник" - ?). Точная участь судна так и остаётся загадкой. По непроверенной информации, затонул у Зелёного и, до сих пор, не поднят. Судно, кстати, интересное: один из старейших волжских пароходов, построен в 1882 г. в Кунгуре как буксир "Бабка" (речка в Перми), затем выкуплен Купеческим пароходством, перестроен в пассажирский и получил имя "Саратовец". После войны переименован в "Механика Погодина" - героя-волгаря, матроса теплохода "Мартын Лядов", утопленного немцами под Сталинградом. Буду рад, если удастся уточнить судьбу корабля-ветерана. Спасибо!

 

Про "Механик Погодин" - прилагаю.

Бабка (1885, 1892, 1897, 1902), Саратовец (1908, 1914, 1914.03)

Номерной знак судна - 1192 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908), 43/4 (1914, 1915)
Регистрационный номер Русского Регистра - 879, дата осмотра - 1914.03, место осмотра - Саратов
Место регистрации - Пермская дистанция (1885)
Назначение судна - буксирно-пассажирское (1885, 1892, 1897, 1902), товаро-пассажирское (1908, 1914, 1914.03)
Движитель - колесо (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03).
Владелец - Кузнецов Г.К. (1885), Григорьев Н.М. (1892), Семенов И.К. (1897, 1902),Ланко В.И. (запродан Ив. Ал. Колесникову.) (1908), общество «Волжско-Камское коммерческое пароходство» (1914), общество «Волжско-Камское коммерческое пароходство» (1914.03) Место пребывания владельца - г. С.-Петербург (1908), г. Саратов (1914).
Капитан судна - Крылов В.В. (1914.03).

Корпус:
Основной материал, из которого сделан корпус - железо (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03)
Год и место постройки - 1883 Кунгур, Пермской губернии, завод Кузнецова (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03)
Модернизация - перестроен в 1903 г. (1914.03)
Наружные размеры судна (м):
Длина наибольшая - 59.74 (1885, 1892, 1897, 1902), 66.14 (1908, 1914, 1914.03)
Ширина наибольшая с кожухами - 12.48 (1897), 12.49 (1902, 1908, 1914)
Ширина наибольшая без кожухов - 6.82 (1885), 6.84 (1892, 1897), 6.83 (1902), 6.85 (1908, 1914, 1914.03)
Высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 2.48 (1892, 1897, 1902), 2.66 (1908, 1914, 1914.03)
Осадка судна порожнего - 0.71 (1885, 1892, 1897, 1902), 0.8 (1908, 1914, 1914.03)
Осадка судна при полной нагрузке - 1.15 (1885, 1892, 1897, 1902), 1.42 (1908, 1914, 1914.03)
Подробности по корпусу: 9 переборок, электрическое освещение, деревянная палуба (1914.03)

Машина(ы):
Год и место постройки - 1883 Кунгур, Пермской губернии, завод Кузнецова (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03)
Количество - 2 (1902), 1 (1908, 1914, 1914.03).
Тип - компаунд с холодильником (1908, 1914), Компаунд, наклонная, инжекционный холодильник (1914.03).
Мощность - 80 (1885, 1892, 1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03) номинальных сил.
Род потребляемого судном топлива - дрова (1885, 1892), нефть (1897, 1902, 1908, 1914, 1914.03)
Количество топлива, потребляемого машиной - 18 пудов в час (1902), 16 пудов в час (1908), 20 пудов в час (1914)
Размеры цилиндров (дюймы) - 22 х 40 (1914.03).
Ход поршня (дюймы) - 48 (1914.03).

Котел(лы):
Год и место постройки - 1883 Кунгур, Пермской губернии, завод Кузнецова (1885, 1892, 1897, 1902); 1904 Сосновицы, завод Фицнер и Гампер (1908, 1914, 1914.03)
Регистрационный номер(а)- 3007-8 (1908, 1914). Дата регистрации - 1904 (1908, 1914).
Количество - 2 (1902, 1908, 1914, 1914.03), тип - оборотный (1908, 1914, 1914.03). 
Рабочее давление пара в котлах (атм.) - 6 (1902), 9 (1908, 1914, 1914.03). 
Площадь нагрева котлов в кв. футах - 1000 (1908), 2000 (1914), (1000 + 1000) (1914.03).

Пассажировместимость (чел.):
1-ый класс - 27, 2-ой класс - 32, 3-ий класс - 400 (1897, 1902),
1-ый класс - 25, 2-ой класс - 42, 3-ий класс - 300 (1908),
1-ый класс - 25, 2-ой класс - 37, 3-ий класс - 565 (1914).
Число служащих на судне (чел.) - 26 (1902), 35 (1908, 1914).
Наибольшее количество груза, поднимаемого судном (т.) - 65.52 (1885, 1892, 1897, 1902), 196.56 (1908, 1914)
Наибольшее количество груза, которое может буксировать судно против течения (т.) - 1310.39 (1892), 1638 (1897, 1902)
Район плавания - Пермь - Нижний Новгород (1892, 1897, 1902), Казань - Астрахань(1908), Нижний Новгород - Астрахань (1914), Волга с притоками (1914.03)
Противопожарное оборудование - Паротушитель, донка, инжектор и шланги (1902), Камерон со шлангами (1908), Вортингтон (1914)

Примечания из первоисточника: 
- В 1904 г. корпус удлинен и капитально ремонтирован. (1908)

Комментарии, замечания: 
- В Списке 1902 указано, что на судне установлены 2 машины, а во всех остальных источниках, что машина - одна

© "Справочник по пассажирским судам бассейна Волги (1885-1914 г.г.)" Анатолий Талыгин 2011-2014. Ко

 

Mark, спасибо! Частично,  сведения о работе судна мне помог получить Владимир Михайлович Цыбин, а вот о судьбе судна в "стоечный" период информации фактически, ноль.

Если смотреть с берега на место упокоения "Гончарова", впечатление, что там две кормы пароходов. Однако, "Погодина" угробили (по непроверенной информации) в конце 1980-х - а "Гончаров" на своём месте, в одиночестве, сколько себя помню, с детства. Потому и интересно - где утонул "Механик", и что с ним сейчас (лежит на дне, или подняли и распилили).

Не удержалась от того, чтобы не выложить странички из книги Лендера "Волга". Издание параходного общества "Самолет" 1889 года, с ценами буфета пароходов ;-)

 

 

 

 

 

 

Неплохо! Сейчас бы тот ассортимент и цены, пусть даже в рублях, а не в копейках ;).

"Винегреду из дичи" попробовать бы, ни разу не  слышала. Для нас винегрет - это овощи)

 

ВИНЕГРЕТ (от фр. vinaigre — уксус; vinaigre — то, что сбрызнуто уксусом). Холодное овощное блюдо, подаваемое на закуску и принятое в русской кухне. С середины XIX в. так стали называть в России салаты из отварных овощей, сдобренные уксусом.

Утверждают, что название "винегрет" появилось в царствование Александра I.

Работавший в дворцовой кухне знаменитый французский повар Антуан Карем, наблюдая за работой русских поваров, заинтересовался приготовлением неизвестного ему салата. Увидев, что готовое блюдо повара поливают уксусом, Карем, указывая на него, спросил: "Винегр?" (по-французски vinaigre - уксус). Поварам показалось, что он произнес название блюда, и они согласно закивали головами: "Винегрет, винегрет..." Так в царском меню появилось новое название блюда, которое, выйдя за пределы дворца, упростилось до неузнаваемости и скоро стало обычной закуской русских людей.

 

Лодка под парусом:

Файлы: 

Что она, интересно, такое везет?

Спасибо за корректировку. Сам не могу найти тему "Пароходы и прочие суда".Подскажите как к ней пробраться?

Форум -> Поиск фотографий (неочевидно, согласен).

Пробовал-не работает:-(

В каком смысле "не работает"? Заходите на Форум (в "шапке" сайта - Карта, Все фотографии ... Форум), выбираете раздел "Поиск фотографий", эта тема на данный момент там самая верхняя.

Никогда бы не догадался, что "Пароходы и прочие  суда" лежат в "Поиске фотографий":-))

Полагаю, что груз примерно тот же. Прилагаю.

Файлы: 

То есть просто сено?

Ну, не совсем сено. Сеном, называется высушеная трава.  Так как фото цветное, и груз ярко зеленый, возможно это свеже скошенная трава. У сена другой цвет. С уважением.

Хорошо, "будущее" сено ;).

"Коммунист", 23.10.1940 г.

"Камчатка". 

http://odnoklassniki.ru/profile/252029284801/album/319308316097/31931149...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Может быть пригодится кому-то.
Встретила перечень судов городской переправы г. Хвалынска по состоянию на 1938 год.
"Братья"
"Паром"
"Адрианов"
"Дощатик"
"Чернов"

Из газеты "Коммунист".

"Коммунист", 11 июня 1936 г.

Речной трамвай.

"Коммунист", 29 июня 1936 г.

"Правда Саратовского края", 30 марта 1934 г.

Катер, принадлежавший одноименному вольскому цементному заводу. Аналогичный катер завода "Красный Октябрь" назывался "Волжанин". В 70-х годах катера были утрачены. Фото из архива Мещерякова Ю.К., 60-е гг.

Файлы: 

"Громобой". "Правда Саратовского края", 18 апреля 1934 г.

ГРАКФД

Первая в СССР передвижная пловучая насосная станция для полива зерновых культур.
Источник поступления: Журнал "СССР на стройке"
Дата съемки: 1940
Место съемки: Россия, Саратовская обл., Петровский район

Файлы: 

Грабли инженера Быкова

Альбом фотооткрыток 1935 года: Волга у Вольска, Сплав леса, Караван нефти, Рынок.

Нефтяные баржи, похоже, ещё шуховские, постройки фирмы инженера Бари.

Файлы: 

О подъёме затонувшего парохода. "Правда Саратовского края", 24 октября 1934 г.

Последние дни навигации на Волге. "Правда Саратовского края", 20 ноября 1934 г.

Теплоход "Советская Украина" (сейчас - "Константин Коротков").

Фотограф Костя Уральский, 1988 год.

Файлы: 

Дизель-электроход "Карелия"

Файлы: 

Согласно ФлитФото - постройка 1955 г., участвовало в ликвидации последствий аварии на ЧАЭС, ныне стоит в Самаре и ржавеет. http://fleetphoto.ru/ship/5477/

Встретила документах ЗАГС о рождении за 1921 год,  как место  проживания в Саратове  пароходы "Братья Гусевы" и пароход "Второй" .

Если есть фотки этих судов, пожалуйста, выложите тут или ссылочку на  картинку.

Владельцем парохода был Яков Григорьевич Гусев,   1888 г.р.

Родился и жил в с. Золотое. в 1920 году был обвинен в провокации против ответственных работников, реабилитирован в 2000 году.

ГАСО Р-507.2.1051.   

стр. 19. Лист судового комитета парохода "Братья Гусевы"

Проживал в г. Саратове. 

Слесарь на строительстве завода "Шарикоподшипник". 

Арестован 04.11.37 г. УНКВД по Саратовской области. 

Осужден тройкой УНКВД по Саратовской области 29.11.37г. к ВМН за а/с агитацию. Расстрелян 04.12.37г. в г. Саратове. 

Реабилитирован 31.05.89 г. Саратовской областной прокуратурой. 

(Арх. уголовное дело № ОФ-29435). [13654.]

130 фотогрий из музея речного флота

http://turbina.ru/q/photo/1/2468674/

Архив Александра Давыдова

Цитата из Одноклассников: "А вот этот "А.П. Чехов" ходил как когда-то говорили на фабрику!" (скорее всего имеется ввиду фабрика в посёлке Красный Текстильщик)

"И это из детства! Такие буксиры ходили по Волге в 50-е прошлого столетия. Хорошо помню "Слесаря" и "Токаря". Исчезли после заполнения Сталинградского водохранилища."

Согласно ФлитФото:

"А. П. Чехов" - тип Рязань (Иосиф Сталин), построено в 1957 г. в Будапеште. http://fleetphoto.ru/ship/5012/

"Плотник" - тип БПК, проект 733 (колёсный), построен в 1952 в Киеве, списан в 1976, приписка к Кинешме. http://fleetphoto.ru/ship/42204/

На ФлитФото Александра Давыдова в цвет брехуном называют, и похоже на то. Говорят, что указанный "Чехов" в Крастый Текстильщик не ходил, а снимок сделан в Химках. http://fleetphoto.ru/photo/188071/

Что за посудина с надписью "Рыбпром"? Довоенный плавучий рыбзавод?

Саратовский листок. 1911 год

Попалось дело  с перечислением судов , выписала названия. 

ГАСО Р-48.24.50 Списки  астраханского промыслово-кооперативного товарищества судопромышленников,  получивших нефтепродукты в Саратове за 1922 год

Названия судов:

Алексей

Алмаз

Атаман

Борис

Котик

Митя

Решительный 

Случайный

 

Моторные суда:

Володя

Голубка

Два брата

Заря

Кормилец 

Крепыш

Нарва

Начало

Ньютон

Республика 

Решительный

Риск

Тигрес

Трудовой

 

Пароходы:

Александр

Коломна

Ловец

 

Паровые барки

Галя

Громобой

Мария

 

Моторные барки

Объединение 

Копчик 

Боря 

Байкал

Ольга

Глеб

 

Моторная рыбница:

Алмаз

Артельщик

Суворов

 

Буксир "Коршун", 1964-66 год.

Файлы: 

Попалось расписание  движения пароходов общества Кавказ и Меркурий 1904 г.

В начале 1870-х годов на Волге работали пассажирские пароходы обществ «Самолет», «По Волге», «Кавказ и Меркурий». Все пароходы были однопалубные, носовая часть палубы была открытая и предназначалась главным образом для груза. Над кормовой частью возвышался на бортовых стойках спардек, именовавшийся «мостиком», куда допускались лишь пассажиры 1 и 2-го классов.

Пароходы были колесные, машины — большей частью с качающимся цилиндром, постройки бельгийской фирмы «Кокериль».

Все пароходы были почти одинаковые, но особенно славились «самолетские», и их предпочитали «волжским» и «меркурьевским».

Отопление на всех пароходах было дровяное. Дрова — дубовые, длиной в аршин, из толстых поленьев. Их получали, раскалывая восьмивершковый кряж на четыре части.

Погрузка дров производилась на пристанях, расположенных, примерно, через 50–70 верст одна от другой. Грузили женщины, которые с удивительным проворством, бегом переносили дрова из берегового штабеля на пароход. Вместо носилок служили два нескрепленных между собой шеста с двумя колышками, вбитыми в средней части каждого из них. На пароходе дрова очень ловко с великим грохотом сбрасывались б дровяной трюм.

Ночью было видно, как из дымовых труб вылетал целый столб искр, которые вихрем кружились позади трубы, представляя разнообразием своих движений картину удивительной живости и красоты.

В 1871 или 1872 г. появился на Волге первый двухпалубный пароход «Александр II», американской системы, с обширной, почти во всю его длину, двухэтажной надстройкой, в которой были расположены пассажирские помещения. Отопление на этом пароходе было нефтяное, видимо какой-то весьма несовершенной системы, ибо из труб валило облако черного дыма, которое стлалось за пароходом по воде, образуя как бы «дымовую завесу», если применить теперешний термин.

Хотя на этом пароходе пассажирские помещения, в особенности 3-го класса, были много удобнее, нежели на прочих пароходах, но первые два года он не пользовался доверием публики, про него ходили разные легенды, — то ли, что его ветром опрокинет, то ли, что на нем нефть взорвется, и т. п., — поэтому его избегали.

Но затем предприимчивый коммерсант Зевеке сразу поставил на линию Нижний — Астрахань пять пароходов американской системы, да на линию Нижний — Рыбинск тоже четыре или пять. Эти пароходы верхнего плеса были с одним задним колесом.

Зевеке сбил цену за перевозку пассажиров, его пароходы приобрели доверие публики, и к концу 1880-х годов все остальные общества вынуждены были работать также пароходами американского типа.

А. Н. Крылов "Мои воспоминания"

Баркас "Пятая годовщина Октября" делает первый пробный путь по Саратовскому затону перед очередной навигацией

скан из книги А.Н. Степаненко "Корабли постоят..." (Саратов, 2014)

Файлы: 

Где-то на Волге. 1935-41 гг.

Файлы: 

Панорама с пляжа

из личного архива Журавлёвой Ольги Осиповны

Файлы: 

Не может быть 97. Номера серии СИ пошли в 2000-м году. Так что эта лодка зарегистрирована примерно в 2001-2002.

Кому интересно, тот самый настоящий военный тральщик, который был учебным пособием юных моряков, а потом долго валялся полузатопленный в Я/К Орбита на Зеленом ныне приподнят, перетащен на другую сторону Зеленого и режется на металл на участке между дюкером и т/б Геофизик.

Буксирный пароход "Коллективизация"

Файлы: 

Катер "Пугачёв"

фото Александра Балина

Тоже душевное название: пароход "Марксистка".

На Волге широкой. Вольск.

книга "Вольск вчера, сегодня, завтра. Очерки краеведов." Саратов, 1995 г.

Файлы: 

Капитан Рачков и И.И. Шишкин

Фрагмент теплохода "Михаил Калинин" в 1997 году

 

Файлы: 

фото 1970 г. Район т/б "Энергия"

Файлы: 

Судоремонтный завод в Балаково

Катер у посёлка Духовницкого

книга "Два века Губернии"

Файлы: 

Газета "Большевистский молодняк". 1927 год.

Теплоход им. "25-е Октября" в Саратове.

 

 

Добавлю из своей коллекции. Не уверен, что снято около Саратова, но теплоход в Саратове точно был и неоднократно.

На обороте - 1963г.

Файлы: 

И еще один.

На обороте 1963г.

Файлы: 

Один из первых рейсов прогулочного теплохода в очередную навигацию. По всей видимости, дело происходило в апреле. Речной трамвайчик носил имя "Саратов". Фотограф Сталь Касович, 1952-53 гг.

"Саратов" - это переправа, а не прогулочный. Их было как минимум два - "Саратов" и "Энгельс". Причём традиция, кажется, с дореволюционных времён, когда были челноки "Саратовъ" и "Покровскъ".

Пристань общества "Русь"

Нет никакой уверенности, что это именно Саратов, к тому же видны только суда, так что на форум.

единственная зацепка - только то, что в Саратове тоже существовало общество "Русь"

Нижняя граница - 1900г. http://www.okipr.ru/encyk/view/299. Но оно работало по всей Волге. К тому же, правление находилось в Царицыне.

Ясли №79 ПривЖД на Набережной

Файлы: 

Теплоход "Мария Ульянова", 1977 год

https://pastvu.com/p/556114

Юрий Иванович в Волочаевском проезде вблизи дома № 64 по ул. Радищева в 60-е годы строил катер. В те годы такое было возможно. Сейчас бы этот катер за одну ночь на металлолом разобрали.

Файлы: 

На ночёвке у Золотовского причала 1978 г.

Файлы: 

Доброго времени суток форумчане! Подскажте, пожалуйста, где можно найти спсок личногосостава (команды) парохода "Аскольд" за 1918 год?

Хм. Вахтенный журнал, судовая роль? Были ли они на волжских пароходах? Сомневаюсь... Если и были и уцелели, то, видимо, в каком-то архиве.

Доброго времени суток, elrond1_2eleven!

У моего деда в послужном списке есть запись: "По расформировании 38 пех Тобольского полка, старой Армии, поступил на службу в Судоохрану Волжского бассейна комендантом парохода "Аскольд". Сделал запрос в ЦАНО Н. Новгорода, оттуда пришел ответ, что такой пароход не был приписан к Нижегородскому пароходству. Посоветовали обратиться в Саратов. Посмотрел фонды Саратовского архива, там, вроде ничего похожего не нашел. Куда еще кинуться со своими поисками, в какой архив обратиться?

 

Ну, если в ГАСО не нашлось, я других мест не знаю. Может быть, были какие-то ежегодники, журналы, газеты на эту тематику...
 

Не знаю, что за пароход, и какого пароходства.

Но притащила.

Детский журнал "Зорька", 1908_№ 01. Январь
    Авторы: Ковалюк С. А., Издатель
         ID: http://arch.rgdb.ru/xmlui/handle/123456789/40204

Файлы: 

Вид на Энгельс. С набережной. Точку не помню. 1986 год

Вид с дебаркадера на остановке "Пчёлка" Пристанской линии (1986-1987 гг.)

личный архив

Водная станция Маяк (1978-1979)

https://pastvu.com/p/664147

Пароход "Волга" Снимок Г.Г.Шенемана 1960-е или начало 1970-х.

Пароход Володарский. Снимок 1980-х годов. Легендарное судно, Шедевр Сормовского завода. Построен в 1914, списан в1991-м (снят с линии Горький-Астрахань в 1989 из-за поломки). Назывался до 1917 г. «Великая княжна Ольга Николаевна».

Пароход "Память Азина" Снимок Г.Г.Шенемана 1970 -е или начало 1980-х.

П/х "Память Азина" Снимок 1970-х годов.

Г.Г.Шенеман на палубе парохода "Волга" или "Михаил Калинин" 1970-е годы.

Пароход "Первое мая". До революции назывался "Григорий". Принадлежал пароходству братьев Каменских (Пермь), построен, если мне не изменяет память, Мотовилихинским заводом ( а может быть, Воткинским -- постараюсь уточнить информацию). Камские пароходы были несколько меньше строившихся для средней и нижней Волги, отличались быстротой хода, гармоничной архитектурой судна и отличным дизайном пассажирских помещений -- по этим показателям ничуть не уступая Сормову и, пожалуй, превосходя теплоходы Коломенской постройки. Проработал пароход на Волге и Каме до середины 1970-х (кажется, до 76-го), потом использовался в качестве дома отдыха где-то под Балаково, тренировочной базы спортсменов-гребцов, некоторое время стоял в районе г. Маркса, во второй половине 80-х был воткнут носом в берег саратовской речки-протоки Сазанки, недалеко от саратовского ж-д моста, где и простоял до начала 2000-х, возможно, что и сейчас остатки корпуса сохранились. Фото из архива Г.Г. Шенемана, автор и место съёмки неизвестны.

Теплоход "Семнадцатый год"
Один из первых пассажирских теплоходов на Волге (и в мире). При постройке назывался "Двенадцатый год"
постройка: Коломенский завод, 1912 г. Серия теплоходов, посвящённая столетию Отечественной войны 1812 года. Суда назывались "Бородино"(головное судно серии, 1911г.), "Багратион", "Двенадцатый год". Всего было построено 11 теплоходов этого типа, правда, от идеи посвятить серию 1812 году довольно быстро оказались -- юбилейный год прошёл, конъюнктура изменилась, остальные названия -- "Царьград", "Иван Грозный" и т.д. 
Фото из архива Г.Г.Шенемана.

Пароход "Полководец Суворов". Считался лучшим ходоком на Волге.

Теплоход "Память тов. Маркина". Снимок с саратовского моста. 1980-е годы. Построен в 1912 году в Коломне. До 1919 назывался "Багратион" ( один из серии первых в мире речных грузопассажирских теплоходов, серия была посвящена памяти Отечественной войны 1812 года). Проработал на Волге до 1991 г. Фото Г.Г,Шенемана, 1980-е годы.

Интерьер салона п\х "Спартак" (Великая княжнна Татьяна Николаевна).

У пристани

Либо "Спартак", либо "Володарский" , фото 1990 или 91 года, "Спартак" списан в 91, "Волдарский" на линию "Горький-Астрахань" в 90-м не вышел, но не ещё не был окончательно списан. Оба судна осенью 91 были проданы в Великобританию, как исторические суда, перегоняли их своим ходом, но дошли лишь до Ростова-на-Дону, где встали на зимовку, а весной начались финансовые проблемы, пароходы остались в Ростове, где были разграблены и впоследствии сожжены.

Пароход "Усиевич" 1904 года постройки, до революции назывался "Граф", один из лучших ходоков на Волге. Год и место постройки - 1904, Сормово,
Наружные размеры судна (при постройке) (м):
Длина наибольшая - 85.34
Ширина наибольшая без кожухов - 9.29
Высота судна (по середине длины судна без надстроек) - 3.2 
Осадка судна порожнего - 0.97
Осадка судна при полной нагрузке - 1.55 (1908), 1.95 (1914)
Мощность 900л.с., при постройке, после капремонта в 1950-х увеличена.
Владелец - пароходное общество "по Волге" Перименован, если не ошибаюсь в 1918, В конце 1920 -х законсервирован, простоял в одном из затонов до середины 1950-х, отремонтировн и снова введён в эксплуатацию. Проработал на Волге до 1985 или 86 года.

 

фотографии Г.Г. Шенемана 

 

Файлы: 

Товаро-пассажирский пароход «Купец» П.М. Репина. - Из альбома «Фабрики и заводы г. Саратова. 1902»


http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=10545499

Файлы: 

Пароход "Удачный" товарищества Купеческого пароходства.

 

Файлы: 

Пароход "Нижегородец" подходит к пристани Хвалынска.

http://fleetphoto.ru/photo/152589/?vid=57098

К этому ли пароходу это описание, пока не поняла...

1910 год. товаро-пассажирский пароход "Нижегородец" Т-во  Купеческого пароходства. На реке Волге от Астрахани до Казани.

две машины по 75 сил, всего 150 сил.

Команда 40 человек.

Заведующий предприятием саратовский купец Оленев Алексей Матвеевич.

ГАСО 4.3.51.

 

Процесс лейтенанта П.П. Шмидта и матросов. Плавучие тюрьмы "Саратов" и "Прут", снятые с броненосца "Кн.Потемкин (1906)

Государственный центральный музей современной истории России

О-во Кавказ и Меркурий. "Владимир Мономах" во льду у Саратова.

 

Ув. речники, для чего эти шесты?

 

т/х "Саратов" на рейде (1970-1980)


Музей морского флота

Файлы: 

День ВМФ (31 июля 2001)

Фотограф Чижов И.В.

Если верить http://parohodoff.ru/ships/teplohod_moldavia_785.htm, то - период 1954 - 1962 г.г.

Есть ещё вот такое фото - но здесь с названием сложнее.

Ракета на Волге (16 августа 1985)

Фотограф Чижов И.В.