Купцы Казеевы. Архив Нины Суховой

1 сообщение / 0 новое

КАЗЕЕВЫ – ДИНАСТИЯ КУПЦОВ

Сухова Н.Н. Родословие дубовских купцов Казеевых. //Нижне-Волжский Исторический сборник Царицынского генеалогического общества. Вып.4. Волгоград. 2012г.

    Династия купцов Казеевых включала всего 3 поколения и существовала в посаде Дубовка Царицынского уезда примерно 70 лет. Начинали они свою деятельность купцами 3-ей гильдии, поднялись до 1-ой гильдии, стали фабрикантами, известными не только в Царицынском уезде, но и по всей Волге. В 1886г. были признаны банкротами и на рубеже веков перебрались из Дубовки в Москву.

   Онуфрий Иванович Казеев (1786-1859) первым осваивал торговое ремесло в Дубовке. Он родился в семье дворцовых крестьян в деревне Липовка Тамбовского уезда. Эти крестьяне обеспечивали продовольствием великокняжеский и царский двор. Они были более свободными в ведении собственной хозяйственной деятельности по сравнению с помещичьими крестьянами, платили меньше налогов, а потому среди них было много богатых хозяев, торговцев и ростовщиков.

   По вероисповеданию Онуфрий Казеев принадлежал к молоканам воскресенского толка и даже был их главой. Этого учения придерживались все члены семьи Казеевых. Когда в царствование Николая I были приняты жесткие меры по искоренению раскола и сектантства, большая семья Казеевых была насильственно разобщена: законопослушная часть осталась в Липовке, наиболее закоренелые в сектантстве сосланы властями в Закавказье в селение Новые Дилижаны (близ курорта Дилижан в Армении), а Онуфрий Казеев из страха, что откроются его дела по совращению православных в секту, бежал в Дубовку от преследования властей. Окраинная Дубовка еще долго после указов Николая I оставалось островком стабильности и притягивала к себе иноверцев всех мастей.

   Перебравшись в Дубовку, Онуфрий Казеев купил для своей семьи дом у дубовского мещанина Федора Григория Несытова. Купчая крепость утверждена в саратовской палате гражданского суда 18 июня 1829г. Дом деревянный на каменном фундаменте.  С правой стороны от входа улица, с левой дворовое место мещанина Савелия Полякова и сзади – мещанина Николая Сергеева Трусова. На дворовом месте выстроены хлебный амбар, одноэтажный флигель, сарай, баня, конюшня, подъездной сарай, большие ворота и колодец. Семья Казеевых по меркам того времени была очень небольшая и насчитывала всего 6 человек: Онуфрий Иванович, его жена Василиса Ефимова, двое сыновей Илья и Иван и две дочери.

   В начале своего пребывания в Дубовке Онуфрий Иванович Казеев был причислен к мещанскому сословию. Он занимался скупкой по селам крупного рогатого скота, перегонял его на ярмарки и перепродавал. По доверенности помощь ему оказывал экономический крестьянин Иван Финогенов из Пришибинского селения Царевского уезда. Поскольку Онуфрий Казеев был главой молокан воскресенского толка, с Финогеновым его могли связывать религиозные узы. Известно, что его сын В.И. Финогенов считался даровитым молоканином и крупным предпринимателем. В Государственном архиве Волгоградской области сохранилась следующая доверенность, выданная Онуфрием Казеевым в 1834г.

«Милостивый государь Иван Финогенов! В разных местах Царицынского уезда купил я рогатого скота как коровы и быки. Дал на это задаточные деньги. Для получения коего я должен был непременно ехать в те места по торговым своим делам. Я никак из посада Дубовки отлучиться не могу. Почему и прошу вас, милостивый государь, означенный купленный мной скот в известных вам местах  принять в свое заведывание и остальные деньги, сколько по работе и расчету за вычетом данного мной в задаток следовать будет из суммы мной вам врученной – 4 тысячи 500 рублей. Отогнать скот  в ярмонки, учрежденные в соседстве нашей губернии, и где будет возможность оный скот продать и вырученные за то деньги, сколько оных будет вместе с отчетом доставить ко мне в Дубовку, в чем я вам верю, и что вы по сему законны учинить. Впредь спорить и прекословить не буду. Ваш  доброжелательный доверитель Онуфрий Иванов Казеев, дубовский 3 гильдии купец. 15 дня июля 1834г. Посад Дубовка. Доверенность принадлежит Царевского уезда Пришибинского селения экономическому крестьянину Ивану Финогенову».

   Незаурядный ум и деловая хватка позволили Онуфрию Казееву преуспеть на торговом поприще, сколотить капитал и выкупить гильдейское свидетельство. Он был причислен к купцам 3 гильдии по указу Саратовской казенной палаты от 20 февраля 1833г. за № 1667 из вновь зарегистрированных дубовских мещан. Капитал и гильдейское свидетельство стимулировали его к диверсификации своей деятельности. Помимо продажи скота он занялся торговлей мануфактурой. Торговля бумажным товаром проводилась в трех лавках. Одна была куплена им у дубовской купеческой вдовы Ирины Анисимовой Захарочкиной 22 августа 1840г. на основании заключенного домашнего договора. Эта каменная лавка располагалась в гостином ряду (по направлению вниз к реке Волге от Соборной площади на левой стороне вторая от угла). Кроме того торговля шла в двух лавках, взятых в аренду у дубовского 3 гильдии купца Алексея Максимова Водолагина и мещанской жены Прасковьи Ивановой Спиричевой.

   Опорой отца в делах служил младший сын купца Илья. Что касается старшего сына Ивана, то он от дел отлынивал, предпочитал пьянствовать и втягивать отца в долги. Разногласия в семье возникли и на религиозной почве.

   Опасаясь ссылки в Сибирь или Закавказье из-за своих религиозных взглядов, Онуфрий Казеев в 1836г. принял православие. Побудил его к этому шагу саратовский епископ Иаков (Вечерков). Иаков Вечерков был личностью неординарной. Помимо своих непосредственных обязанностей он занимался историей церкви. Задолго до того, как археология стала научной дисциплиной и привлекла к себе внимание, при деятельном участии Вечеркова впервые начались раскопки на месте золотоордынского города Увека, был создан музей при  Саратовской духовной семинарии. При посещении епархии Иаков имел обыкновение лично беседовать с наставниками разных сект. Летом 1836г. находясь в посаде Дубовка Иаков призвал к себе представителей молокан-воскресников Онуфрия Иванова Казеева и Акинфия Семенова Попова, за свою умственную природную даровитость и начитанность пользовавшихся значительным уважением у своих единомышленников. Добросердечное обращение архипастыря и его разумные объяснения догматов православия поколебало упорство молокан. Увидев это, Иаков по возвращении в Саратов немедленно послал в Дубовку миссионера иеромонаха Палладия. Приняв православие, Онуфрий Казеев привел к этому впоследствии все свое семейство за исключением жены Василисы Ефимовой. Однако Иван Казеев нарушил завет отца и вновь примкнул к секте. Его жена Марина Яковлева Казеева и пятеро детей: Матвей (1854 г.р.), Василий (1852 г.р.), Иван (1843г.р.), Анна (1847 г.р.) и Ольга (1846 г.р.) давали подписку в полицейское управление о своей принадлежности к расколу. В связи с этим Онуфрий Казеев отделил семью своего старшего сына и передал в их ведение дела по мясной торговле. Василий владел скотобойней. А Матвей переехал в Царицын, где у него был дрожжевой завод и городские бани.

   Онуфрий Иванович Казеев дважды в 1840 и 1858гг. составлял завещания в пользу своего младшего сына Ильи, которому досталась обширная мануфактурная торговля, деревянный и вновь купленный каменный дом на Московской улице, 23, а также все движимое имущество и капитал. С приобретением нового каменного дома с лавками мануфактурная торговля была перемещена в него, а каменную лавку в гостином дворе Онуфрий Казеев продал.

Жилой дом Онуфрия Ивановича Казеева на Московской улице

Дурные предчувствия не обманули Онуфрия Казеева. В том же месяце он внезапно умер от холеры.

   Илья Онуфриев Казеев (1818-1889) - дубовский купеческий сын, 8 октября 1859г. представил в Верховную саратовскую палату гражданского суда завещание и свидетелей, подписавшихся под этим документом. Они подтвердили подлинность завещания и то, что Онуфрий Казеев при его составлении находился в здравом уме и твердой памяти. Споров на завещанное имение не оказалось, в связи с чем 4 марта 1860г. палата утвердила завещание купца Казеева и по указу Дубовской ратуши его сын Илья был введен во владение.

   Он продолжил торговать в своем доме мануфактурным товаром. В 1872г. Илья Онуфриевич Казеев уплатил налог в государственный доход в сумме 26 руб. 61 коп. и в городскую казну 15 рублей. По общей сумме выплаченного налога (41 руб. 61 коп.) он занял 14 место среди самых богатых жителей Дубовки.

   В соответствии с имущественным цензом И.О. Казеев избирался в Царицынское уездное земское собрание (1879-1885гг.), мировой суд (1874, 1876гг.), присяжные заседатели (1872-1886гг.), гласные посадской думы (1870, 1876, 1882гг.), городские головы (1872-73гг).  В 1872г. он был выбран на почетную должность церковного старосты Успенского собора Дубовки. Выборы состоялись 12 октября после вечерней службы по инициативе настоятеля храма А.И. Флегматова. Из предложенных благочинным Флегматовым кандидатов на следующее трехлетие единогласно избрали купца Казеева, как человека особо благочестивых правил.

 Умер Илья Онуфриевич Казеев в возрасте 71 года 14 января 1889г. от злокачественной опухоли мозга практически потеряв слух. Он еще успел застать финансовый крах своих старших детей Петра и Захара.

Петр Ильич Казеев - третий и последний в династии купец. Он поднялся до 1-ой гильдии, внес значительный вклад в развитие Дубовки и составил славу рода Казеевых.

Петр Ильич Казеев.. Архив Н. Суховой

   Петр Ильич Казеев начал приобщаться к семейному бизнесу с ранних лет. До зрелого возраста его вводили в курс коммерческих  дел, учили вести торговые книги, совершать деловые поездки, покупать и продавать мелкие партии товаров. Только в 31 год, когда он был уже дважды женат, стал отцом четверых детей, построил собственный горчичный завод, отец разрешил ему выделиться из общего капитала. В 1874г. он перестал быть купеческим сыном и выбрал  купеческое свидетельство на свое имя. Он числился саратовским дубовского посада купцом  2-ой гильдии. По мере роста капитала и расширения дела,  он становится купцом 1-ой гильдии, единственным в Дубовке. 14 апреля 1880г. от дубовского 1-ой гильдии купца Петра Ильича Казеева и родного брата его  Захара Ильича Казеева поступает заявление об открытии ими 27 апреля 1880г. в посаде Дубовка на правах полного товарищества Торгового дома под фирмою «Братья Петр и Захар Казеевы».  Править и распоряжаться делами предоставлено обоим товарищам. Складочный капитал составлял 120 тысяч руб. Такого крупного торгового дома в Дубовке еще не было. В это время там существовал Торговый дом дубовских 2 гильдии купцов Федора Диденкова и Александра Емельянова Пекшева со складочным капиталом до 20 тысяч руб., дубовского 2 гильдии купца Петра Федорова Сазонова с капиталом в 10 тысяч руб., Дубовское мануфактурное товарищество 2 гильдии купцов Василия Лукина Хлюпина и Василия Васильева Кокина со складочным капиталом 10 тысяч руб. и Торговый дом братьев купцов 2 гильдии Андрея и Якова Вааг под названием «А.Е. Вааг с сыновьями» с капиталом в 15 тысяч руб. серебром. Недвижимость Торгового дома братьев Казеевых по оценке дубовской посадской думы составляла 2800 руб., а в 1877г. после введения в строй  вальцовой мукомольной  мельницы достигает 5700 руб.  Деятельность торгового дома осуществлялась в Дубовке, Царицыне и Москве.

  Непосредственно в Дубовке владения  Казеевых  располагались  за границами посада близ немецкой слободы на Кладбищенской площади. На двух площадках были сконцентрированы жилой и гостевой дома, контора Торгового дома Казеевых, пять заводов и подсобные помещения (амбары, склады, слесарная, точильная, кузница, нефтяной склад и т.д.).

Бланк Торгового дома братьев Казеевых. Архив Н. Суховой

   На бланке видны заводы дубовских купцов Казеевых.  Все эти здания и жилой дом были уничтожены немецкой авиацией в 1942г. В настоящее время на этом месте пустырь.

  Начал свою коммерческую деятельность Петр Ильич Казеев с сооружения парового завода по варке красок из дикорастущих растений. Натуральные краски из красильных корней с завода Казеевых, превосходили по качеству  распространенный тогда квецетрон и французскую грушку (желтая краска из луковой шелухи и плодов придорожной иглы). Краски Казеевых поставлялись местным кожевенникам и ткачам и на московские мануфактуры: «Товарищество Никольской мануфактуры Савва Морозов сын и Ко », «Товарищество Тверской мануфактуры Абрама Абрамовича Морозова», «Товарищество мануфактуры Федора Щербакова сыновей», «Торговый дом братьев Петра и Ильи Щаповых». Искусственные краски к тому времени еще не были изобретены и, казалось бы, что в Дубовке с развитым кожевенным производством и ковроткачеством,  востребованность в таком производстве будет обеспечена. Однако дело не пошло и Казеев соорудил мельницу, где размол пшеницы осуществлялся на французских камнях. Позднее мельницу перестроили, и камни заменили вальцами.  

    В январе 1877г. П.И. Казеев подал прошение в строительное отделение Саратовского губернского правления об официальном оформлении ранее построенной паровой мельницы. Производительность мельницы – 80 тысяч пудов муки. Число рабочих – 74 человека. Оборот по данным 1881г. до 500 тысяч руб. в год. Мельница была построена в пригородке к саду П.И. Казеева. Различные сорта пшеничной муки, производимые на мельнице, славились своей доброкачественностью и имели большую известность.  В 1879г. крупчатка Казеевых была удостоена медали Общества немецких мукомолов. Мука крупчатка продавалась на месте со склада в Дубовке, а большая ее часть отправлялась в Москву, Астрахань, Царицын, а также иногда в Санкт-Петербург и Ригу.

   Успех мукомольного дела побудил П.И. Казеева соорудить горчичный завод. Горчично-маслобойный завод Казеевых стал первым русским предприятием такого профиля в России.

   В 1880г. был построен еще и кирпичный завод. Его производительность 400 тысяч штук. Штат – 10 человек. Оборот – 4 тысячи руб. в год.

   Продукция с дубовских заводов перевозилась фурами. Сооружение железной дороги через Царицын подорвало конкурентоспособность дубовских предприятий. И лишь лесоторговля из Дубовки оставалась прибыльной. Такое положение сложилось из-за неудобства царицынского берега, состоявшего из рыхлого грунта, пересекаемого оврагами и топями. Царицынский берег затруднял подвоз тяжестей, что влияло на уровень цен. Это давало Дубовке некоторую возможность конкурировать с Царицыным в торговле лесом. Петр Ильич Казеев предпринял попытку повысить конкурентоспособность своего торгового дома за счет строительства лесопильного завода. В том же 1882г. он ходатайствовал перед думой об отчуждении ему в собственность набережной полосы земли, имеющей в длину по берегу Волги 240 сажень и на горе 400 кв. сажень для постройки проектируемого им лесопильного завода.

   Разрешение на постройку парового лесопильного завода Казеев получил в 1883г.   Для установки оборудования на лесопильном заводе Казеевых был нанят английский механик Гринвуд. Лесопилка приводилась в действие от двигателя горчичного завода. На лесопильном заводе постоянно могли работать три лесопильные рамы и одна самотаска, поднимающая бревна с пристани прямо из воды. В штате завода насчитывалось 40 человек, оборот 62 тысячи руб.

   Громадный фабричный двор Казеевых во время работы на всех заводах представлял очень оживленное зрелище, напоминавшее настоящий уголок Америки. Видимо поэтому братья Казеевы получили у дубовчан прозвище «американцы».

   Всего в усадьбе Казеевых на Кладбищенской площади располагались 8 каменных и 25 деревянных сооружений, три пруда и сад.

 

Жилой дом Казеевых (отмечен стрелкой). Фото 1912г. Архив Мультимедиа арт музея

 

Помимо перечисленных зданий в собственности Торгового дома П. и З. Казеевых в Дубовке находились магазин мануфактурных товаров, мартыновское имение и торговые лавки в Дубовке, а также двухэтажный пассаж в центре Царицына и расположенный рядом жилой дом на 8 комнат.

Пассаж Торгового дома братьев Казеевых в Царицыне. Архив Г. Самойлова.

    

  Из-за отсутствия железной дороги к концу века Дубовка достигла полного упадка.  Особенно тяжелое положение сложилось в 1885г. Отсутствие дождей и вследствие этого засуха и неурожай хлебов, распространение саранчи и эпидемия чумы крупного рогатого скота неблагоприятно отразились на  коммерческой деятельности. Почти все торговцы понесли убытки. Некоторые фирмы не выдержали кризиса и прекратили свое существование, в том числе три торговых дома из Дубовки: братьев Казеевых, Кабалова и Деева, Дембо и Коган. Неоплаченные векселя торговых партнеров Казеевых были опротестованы в гражданском департаменте Саратовского окружного суда. Первый вексель Казеевых был опротестован 4 апреля 1885г. Всего в суд было предъявлено более 30 векселей на сумму, превышающую 200 тысяч рублей. Среди кредиторов находились дубовские, нижегородские и московские коммерсанты.

   В результате судебного разбирательства определением Саратовского окружного суда 7 октября 1886г. купцы Петр и Захар Казеевы, торговавшие под фирмой «братья П. и З. Казеевы» были объявлены несостоятельными должниками. 18 мая 1888г. Петр Ильич Казеев был исключен из состава дубовского купечества, как не объявивший капитал.  Имущество, принадлежавшее Торговому дому братьев Казеевых, было передано за долги кредиторам, а сам предприниматель вместе с семьей перебрался на постоянное место жительства в Москву.

 

 

 

 

Сказали "Спасибо!"