Авиация в Дубовке. Архив Нины Суховой

1 сообщение / 0 новое

Плеханова И.Н.  Аэродром в Дубовке

   Дубовка – речной порт на Волге, поэтому естественно, что многие дубовчане имели отношение к речным судам. Но вот авиация !?  Если уж до создания железной дороги история не дошла, то самолеты были просто фантастикой. Однако, аэродром в Дубовке был, хотя и недолго. И было это не в Великую Отечественную, а в далекие годы Гражданской войны.

   С января 1919 года авиация Великобритании оказывала активную поддержку «белым» армиям на юге России: на Каспии и в Нижнем Поволжье . Царицын был занят армией генерала Врангеля 30 июня.

 

Барон Врангель в Царицыне на фоне магазина дубовских купцов Казеевых. 1919г.

 

    С  этого времени англичане производили боевые вылеты с аэродрома Бекетовка, в том числе и на север  до Камышина. Дубовка и окрестности попадали в зону полетов. Противодействия английским бомбардировщикам до середины августа оказывать было некому.

   Реввоенсовет Республики предписал Начавиадарму Сергееву в кратчайший срок создать специальную авиагруппу особого назначения и немедленно использовать ее против конницы Мамонтова. В срочном порядке в Дубовку на буксире «Иматра», тянувшем баржу с четырьмя самолетами, прибыл командный и технический состав 7-го авиаотряда (самолеты - «Фарсаль» и «Ньюпор»).

   Вот что пишет в своих воспоминаниях А.К.Туманский (1895 г — 1972 г) — российский и советский военный лётчик в своей книге « Полет сквозь годы».

 

Красвоенлёт Алексей Константинович Туманский

 

 « Нас было четверо летчиков: Андрюшин, Жеребцов, Полинов и я. Командование просило нас не выгружаться и подыскать аэродром неподалеку, на берегу Волги». Так 28 августа в Дубовке появился аэродром. Самолеты обеих сторон совершали вылеты ежедневно.

   В это же время к Дубовке подошли суда Волжско-Камской флотилии. Впоследствии ее переименовали в Волжско-Каспийскую. В состав флотилии входил Волжский воздушный дивизион, под командованием Б.Г.Чухновского, а также баржа-авиатранспорт «Коммуна» для самолётов, и ещё одна баржа, служившая плавбазой для истребительного авиаотряда.  На вооружении дивизиона был гидросамолет М-9 , его называли летающей лодкой, созданный и произведенный в России. Одним из летчиков был Евгений Петкевич, позднее награжденный Орденом Красного Знамени (РСФСР, Прик.РВСР № 134: 1920 г.).

Гидросамолет М-9, конструктор Д.П.Григорович

   2 сентября суда флотилии высадили у Дубовки десант под командованием И. К. Кожанова — командующего десантными силами флотилии. Два аэроплана белых совершили налет на десант, убив двоих и ранив десятерых десантников. На судах было ранено 7 человек.

   В ночь на 4 сентября два гидросамолета флотилии совершили налет на Царицын, сбросив 2 пуда бомб. Утром гидросамолеты повторили налет, сбросив 16 бомб и пуд прокламаций.

   Войска Деникина вновь вышли к Волге и заняли Царицын. Вожско-Каспийская флотилия оказалась разделенной на северный (в Дубовке) и южный (у Черного Яра) отряды. Чтобы установить связь между отрядами командир истребительного отряда дивизиона Сергей Козлов (впоследствии обладатель диплома № 1 об окончании ВВИА им. Н. Е. Жуковского, доктор технических наук, профессор), совершил ночью 200-километровый перелет через занятую противником территорию из Дубовки до Черного Яра, а на следующую ночь - обратно. Он доставил захваченный при наступлении план обороны и расположения белых к югу от Царицына. За этот перелет он был награжден орденом Красного Знамени.

   6 октября «Де Хевиленд» капитана Эндерсона в сопровождении капитанов Кинкэйда и Бернс-Томсона на «Кэмелах» опять совершили налет на корабли, стоящие в Дубовке. Это позднее нападение оказалось большой неожиданностью для речников. Сопротивление оказать не успели.

   7 сентября красвоенморлеты С. Г. Козлов и Е. И. Петкевич на высоте 1600 - 2000 м отбили 9 атак неприятельских самолетов, а 9 сентября провели 4 воздушных боя.

   17 сентября 1919 г. 2 самолёта «Де Хевиленд» D.H.9 из состава 47-й эскадрильи RAF, воюющей на стороне деникинских войск, совершили налёт на дубовскую авиабазу. Самолёты пилотировали кэптен Эндерсон и лейтенант Дэй. Это нападение нанесло гидродивизиону серьезный урон. Английские самолёты тремя бомбами попали в баржу «Коммуна». Баржа не затонула, но 5 из 7 стоявших на ней гидропланов были разбиты (по другим данным, самолётов было всего 5, из них 4 вышли из строя). Два человека погибли, ещё восемь получили ранения. Ещё одна бомба пробила насквозь баржу истребительного отряда, но не взорвалась. Была разбита бочка со спиртом. При отсутствии хорошего горючего широко использовались разнообразные спиртовые смеси, носившие обобщенное прозвище «авиаконьяк». Как правило, они состояли из этилового и метилового спиртов, а также серного эфира в различных пропорциях. Ротативные двигатели могли работать и на чистом спирте-ректификате. В спиртовом горючем особого недостатка не было, спиртзаводы, работавшие на местном сырье, исправно гнали продукцию. Итак, гидросамолеты практически все были уничтожены.

   Всего в августе - сентябре 1919 г. морские летчики Волжского воздушного дивизиона флотилии совершили 21 разведывательный полет, 5 ночных налетов на Царицын и Сарепту и один перелет из северного отряда флотилии в южный.

   Для пополнения авиапарка в середине сентября 1919 года для защиты Волжской флотилии в Дубовку было послано сводное боевое отделение авиации 10-й армии в составе 4-го истребительного отряда , 2-го истребительного отряда (три «Ньюпора» ) , 7-го и 40-го разведотрядов (по одному «Сопвичу» ) под общим командованием военлета Федорова. В 4-м истребительном отряде к тому времени насчитывалось пять самолётов: два «Ньюпора», два «Спада» и невооруженный «Сопвич Бомбер», использовавшийся только для связи. Таким образом, на смену гидропланам прибыло 9 боевых машин.

 

 

Фото самолета Sopwith 1 1/2 Strutter. (http://www.airaces.ru/warplane/sopwith-strutter-1-12.html )

 

   В результате наступления белых частей 9 октябре 1919 года с рассветом оставшиеся самолеты перебазировались в тыл, в Водяное. Так закончилась «эра авиации» в посаде. Самолеты были фанерные, как говорится, летающие этажерки, но на мальчишек они произвели незабываемое впечатление. Летчиками стали:

   Артюхин Пётр Павлович, старший лейтенант. Командир 2-й эскадрильи 200-го дальнебомбардировочного авиационного полка ВВС РККА. Родился в 1904 году в г. Дубовка, Сталинградской обл. Русский. Из рабочих. 10 октября 1926 года призван на действительную военную службу в РККА. Участник боёв на Халхин-Голе с японцами. В 1939 году награждён орденом Красной Звезды. Член ВКП(б) с 1927 года. Был женат.

7 июля 1941 года не вернулся с боевого задания (погиб) в районе Остров-Двинск. 23 мая 1942 года исключён из списков. В 1974 году перезахоронен на Братском кладбище в Даугавпилсе.

Артюхин П.П. с сыном Юрием (9 лет). Авиагарнизон в п. Кречевицы, январь 1941 г.

   Зюзин Виктор Васильевич (1907- 1938) - служил в  Красной Армии с 1929 года. Окончил военную авиационную школу летчиков. В звании лейтенанта командовал звеном в 56-й истребительной авиационной бригаде Киевского военного округа. Участвовал в национально-освободительной войне в Испании с 10 июня по 23 сентября 1938 года, был пилотом истребителя И-16. В Испании совершил 47 боевых вылетов, участвовал в 21 воздушном бою.

   23 сентября 1938 года в составе группы участвовал в большом воздушном бою в районе реки Эбро. Из боя не вернулся, предположительно, был сбит итальянскими истребителями Фиат-32. Место падения самолета и останки летчика не найдены.

Зюзин Виктор Васильевич

   Кузьмин Александр Дмитриевич (ок. 1900 - ?) - в начале 1930-х гг.  заместитель начальника Вольскаой объединенной школы летчиков и авиатехников ( в 1931 г была реорганизована и стала именоваться 2-ой военной школой авиационных техников (2-я ВШАТ).

 

Александр Кузьмин с мамой Елизаветой Васильевной. 1933 г. Архив Горшенева М.Л.

  Смирнов Петр Трифонович (1912 – 1942) – служил в 25 гвардейском бомбардировочном авиационном Орловском полку дальнего действия. В сентябре 1942 г. помимо осуществления дальних рейдов полк интенсивно действовал на Сталинградском направлении. Здесь тяжелые корабли вынужденно использовались в качестве ночных фронтовых бомбардировщиков. С 28 на 29.10.42 погиб при катастрофе самолета на аэродроме Кратово. Похоронен на кладбище г. Раменское Московской области. Награды: медаль "За оборону Москвы".

   Шпилевой Владимир Яковлевич (1911 - 21.08.1942) родился в Дубовке, Последнее место службы ЮВФ 8 ВА. Лейтенант, командир звена 621 штурмового авиаполка 206 шад 8 Воздушной Армии. Жена Мария Леонтьевна проживала в г. Балашов. 

Сказали "Спасибо!"