Авиация

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

 

Комментарии

От "Блерио" до "АН 24"

Знаменитые "Яки"

книга Яшина А.И., Валеева В.Х. "100 страниц о Саратове"

1923 г. Саратов (очевидно, Жареный бугор). Авиаконструктор О.К.Антонов (в "кабине") готовится к испытанию своего первого планера.

РИА "Новости" http://visualrian.ru/ru/site/gallery/index/id/61067/context/%7B%22q%22%3...

 

 

Файлы: 

1924г. Первые труды Антонова

Жарин бугор, а не жаренный.

ну, если уж быть объективным, то и Жареннный и Жареный и Жарин и Жарен - эти все названия равноценны и используются как населением, так и в официально.. Кстати, на картах чаще встречается именно Жареный

 

Все мое детство прошло у тёти с дядей, проживавших в 70е-80е г.г. в с\х "Ленинский путь" (ныне пос. Расково). Так вот, местное население бугор называло "Жареный". И никак иначе. А сейчас вся родня переместилась в Дубки. И народ так же называет бугор "Жареный". Это же название в обиходе у сотрудников аэродрома в Дубках.

вот и я про то :))

Искал эту фотографию без копирайта, а попалось в американском интернет-магазине вот такое чудо дизайна

Это кошелёк :-)  Снимок Антонова на Жареном бугре оказался довольно популярным: обои, плакаты, принты на одежду.

.

Заменил фотографию РИА-новости с копирайтом на американский постер

Хочу обратить внимание, что согласно ВИКИПЕДИИ, и биографии Антонова, первый планер был построен в  Саратове Антоновым, не в 1923 году. Как указано в подписи к фото. А только  в 1924 году.  Файл  из википедии - ПРИЛАГАЮ, Второе.  Если принять , что фотография  1924 года, то в том же 1924 году Олег Антонов принимал участие  в соревновании конструкторов планеров в Коктебеле. По этой причине, твердой уверенности, что это "жареный" или "пареный" бугор, или Коктебель - утверждать НЕЛЬЗЯ!  Предлагаю, оставить тэг "Планер Антонова О.К. 1924-1925 год".  Кстати, в Википедии есть эскизы первых планеров Антонова-"Рот фронт". Ни один из них не похож на планер  с этой фотографии.  В другой биографии Антонова (прилагаю), написано:"Второй планер ОКА 2 был построен в 1925 году. Это был ВЫСОКОПЛАН с ЧЕТЫРЕМЯ подкосами (как на фото) и имел  ФЕРМУ вместо фюзеляжа". Как на фото- высокоплан, 4 подкоса, ферма вместо фюзеляжа. Но это уже 1925 год, а не 1923. И не Саратов , а Ленинград.  

Как выяснилось, Саратов, 1927 год

Наука и жизнь" №2 1976 года

Поправил дату. Оттуда же:

«Голубь» — первая ласточка, «сделавшая весну»: с создания этого планера 1923 г.) начался путь в авиацию саратовского школьника Олега Антонова, ставшего впоследствии выдающимся нонструктором.



На обложке журнала «Смена» (№ 8, 1924 г.) нарисованный Антоновым планер, проект которого он прислал на конкурс.

http://solar-front.livejournal.com/66899.html

 

Уважаемый AV!   Я тоже нашел архив "Науки и Жизнь " №2 за 1976 год. Действительно, эта фотография, сделанная 90 лет назад, подписана , как "саратовская".  На это и нужно ссылаться. Вот если бы фотография  имела  в качестве фона сохранившийся или хорошо известный саратовский объект,  Троицкий Храм, Музей Радищего, Театр оперы и балета - тогда, вне сомнения, выяснилось БЫ, что это фото в САРАТОВЕ или его окресностях.  А здесь просто ссылка, что фото приписано к Саратову. Не более того. На помещенном вами фото первого планера "Голубь" сделанного и испытанного в Саратове, размах крыльев около 8-10 метров, судя по росту мужчин , стоящих у крыла. Планер  ОКА-2 на снимке "жареный бугор"  сделан был в Питере. И размеры размаха крыльев имел не намного меньше, чем у "Голубя". Олегу Антонову в 1924 году было 18 лет. (род. 1906 г.) Был он в 1924 году СТУДЕНТОМ! Бедным и нищим, как и все население страны. КАК ОН МОГ ПЕРЕМЕСТИТЬ В САРАТОВ ТАКУЮ КОНСТРУКЦИЮ? Вы взрослый, успешный, современный человек. Вы легко доставите планер в Петербург, на  "несколько дней каникул"? Сомневаюсь!  Так что точка "Жареный бугор" - весьма условна! Конкретных подтверждений, кроме надписи под фото, что это саратовское поле, я не вижу. Мало ли что пишут на фото? У нас недавно был пример, что фото называлось "300 лет Дома Романовых", а обнаружилось, что это "300 лет Саратова". И было на 22 года раньше. С уважением.

"ОКА-2" строился в Саратове: http://www.litmir.net/br/?b=161642&p=18, про испытания на Жареном бугре там тоже есть. Однако на фото, кроме планера, по сути ничего не видно.

А вот здесь, как первый планер везли из Саратова в Коктебель: http://www.litmir.net/br/?b=161642&p=16.

Судя по книге из серии ЖЗЛ, в подписи к первому фото целых три ошибки :)). Планер при участии Антонова так и не взлетел (ткань была слишком редкой, потом обработали клеем), было это, выходит, году в 1925-26 (в 1927 как раз все-таки получилось), а первый раз Антонов поднялся в воздух в 1923 на "Юнкерсе-12", который был в Саратове с рекламными целями: http://www.litmir.net/br/?b=161642&p=14.

 Неподалече от "Жареного бугра" находится аэродром. Отголосок той эпохи?

Теги под главной фотографией нужно исправить.1923 г. Саратов (очевидно, Жареный бугор). Авиаконструктор О.К.Антонов (в "кабине") готовится к испытанию своего первого планера.

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1927 году.

1. Если  в конце сообщения  написано , что СНИМОК СДЕЛАН В 1927 году, то первая дата в предложении   1923. Саратов- это нелепость! Не могли в 1927 году, сфотографировать планер 1923 года.  2. В 1927 году Антонов не был авиаконструктором. Его можно назвать "будущим".  3. И планер этот у него не первый. Первым был "Голубь".

В тексте по моей ссылке тоже упоминается 1927 год - именно тогда планер наконец полетел, но уже без участия Антонова. С датой того, что на снимке, там не совсем ясно.

Отец транспортной авиации. Олег Константинович Антонов
Истоки рода Антоновых теряются в затуманенной толще времен. Достоверно известно лишь то, что прадед гениального авиаконструктора жил на Урале и был весьма знатной персоной – главноуправляющим местными металлургическими заводами. Дед Олега Константиновича, Константин Дмитриевич, получил инженерное образование и всю жизнь строил мосты. Покинув Урал, он обосновался в Торопце, небольшом городке Псковской губернии, где у Антоновых было крохотное имение. Супругой его стала Анна Александровна Болотникова – дочь отставного генерала, по воспоминаниям современников женщина с чудовищно тяжелым характером, изводившая всех, кто, так или иначе, соприкасался с ней. Она родила мужу трех ребятишек: Александру, Дмитрия и Константина. Константин Константинович пошел по стопам отца и стал известным инженером-строителем. Среди коллег он слыл человеком активным, прекрасно фехтовал, участвовал в конных соревнованиях, занимался альпинизмом. Женился он на Анне Ефимовне Бикорюкиной – доброй и обаятельной женщине, подарившей ему двух детей: Ирину и Олега, родившегося 7 февраля 1906 года.

В 1912 году Константин Константинович вместе со всей семьей переехал в Саратов. Произошло это по ряду причин. Во-первых, там жили влиятельные родственники, пообещавшие молодой семье помощь. Второй причиной отъезда был невыносимый характер бабушки, Анны Александровны. К слову, несмотря на сложный нрав, бабушка обожала Олега и постоянно баловала его.

В это же время из Москвы в Саратов вернулся студент Владислав Викторович, двоюродный брат Олега. По вечерам юноша любил рассказывать о последних столичных новостях. На первом месте, конечно, шли разговоры об авиации – летательными машинами в начале прошлого века увлекались все. Шестилетний Олег ловил каждое слово. Он был заворожен подвигами первых летчиков. Много позже Олег Константинович писал: «Рассказы произвели на меня огромное впечатление. Прошло шестьдесят четыре года, а я и поныне помню те вечера. Тогда я и решил, что буду летать».

Родители, разумеется, не обращали внимания на увлечение мальчика. Анна Ефимовна вообще говорила, что людям незачем подниматься в небо, а отец полагал, что мужчине необходимо найти себе более основательное занятие. Все поняла только бабушка, она подарила будущему авиаконструктору первую в его жизни модель аэроплана с резиномотором. После этого Олег начал коллекционировать все, так или иначе касающееся авиации – рисунки, фотографии, литературу, игрушечные модельки. Составленный своеобразный справочник впоследствии оказал Антонову огромную помощь – он прекрасно знал всю историю самолетостроения мира. Конструктор вспоминал: «Это собрание научило смотреть на летательные аппараты под углом зрения их развития. Никто не убедит меня, что Юнкерс первым создал для самолета «свободнонесущие крылья». Это было сделано во Франции еще задолго до него – в 1911 году конструктором Лавассером…».

Учеба молодого Олега в Саратовском реальном училище, куда он поступил, чтобы изучить точные науки, не принесла ему особых успехов — он был далеко не первым учеником в классе. Зато Антонов прекрасно выучил французский язык, что в будущем неоднократно выручало его во время встреч с заграничными делегациями. Когда началась Первая мировая война, мать Олега, следуя обычаям русской интеллигенции, устроилась сестрой милосердия. Работа в госпитале закончилась для Анны Ефимовны трагически. Перевязывая раненых, она получила инфекцию через царапину на руке и в расцвете сил скончалась в муках от заражения крови. Случилось это в 1915 году, после этого семья Антоновых переехала на Грошевую улицу, а воспитанием Олега занялась бабушка.

В тринадцать лет Олег вместе с местными ребятишками основал «Клуб любителей авиации». Вскоре у «Клуба» появился свой собственный одноименный журнал, выходивший в единственном экземпляре. Редактором, журналистом, художником, каллиграфом и издателем был Антонов. Журнал содержал вырезанные фотографии самолетов и их технические данные, выполненные от руки чертежи, интересные истории, отчеты о заседаниях «Клуба», советы начинающим моделестроителям. Присутствовали даже стихи про летчиков. В те годы в Саратове не было никакой систематической литературы, уникальный по своей серьезности мальчишеский журнал переходил из рук в руки, попадая даже в замасленные пальцы красвоенлетов.

Когда Антонову исполнилось четырнадцать лет, Саратовское реальное училище закрылось. В единую школу ребят принимали только с шестнадцати, его старшая сестра Ирина уже училась в ней на законном основании. Мальчик принял смелое решение – стал ходить в школу вместе с сестрой. Он незаметно садился в задних рядах и жадно впитывал все, что могло дать учебное заведение. Постепенно к нему привыкли и спустя два года выдали свидетельство об окончании. После этого Олег попытался поступить в летную школу. Однако туда брали только крепких, опытных людей из рабочего класса. Антонову же на вид было 12-13 лет, сказывался перенесенный сыпной тиф и голод. Не отчаявшись, будущий авиаконструктор подал заявление в Саратовский университет на путейское отделение. Его приняли, однако через некоторое время факультет в ходе реорганизации ликвидировали. Поступать на строительный Олег наотрез отказался.

Чтобы не терять время даром он вместе с товарищами из «Клуба» стал проектировать свой собственный планер. А вскоре при Саратовском губернском исполкоме возникло отделение Общества друзей Воздушного Флота. Его руководитель, бывший актер Голубев, радушно встретил ребят, помог достать некоторые материалы и выделил им помещение – небольшой зал Саратовского индустриального техникума. Именно здесь был создано первое детище Антонова, планер ОКА-1 «Голубь».

В 1924 году ребята получили предложение принять участие во втором слете планеристов, проводимом в городе Коктебеле. В кратчайшие сроки «Голубь» был закончен. Не проводя никаких испытаний, Олег Антонов и его товарищ Женя Браварский погрузили свое творение на платформу поезда и отправились в заветный Крым. Через полмесяца они прибыли в Феодосию, с огромным трудом на нескладных крымских мажарах переправили планер в Коктебель.

Один бог ведает, как двум саратовским юношам удалось восстановить свой порядочно потрепанный в дороге летательный аппарат. В итоге «Голубь» получил разрешение на вылет, управлять им был назначен профессиональный летчик Валентин Зернов. Однако планер так и не взлетел, сделав лишь пару коротких прыжков, он заскользил по траве пологого склона. Олег Константинович навсегда запомнил сказанные после этого слова летчика-испытателя: «Ребята, не унывайте. Эта птичка неплоха, но будет у вас и лучше». Зернов не ошибся. За уникальную конструкцию планера Антонов получил грамоту, однако главным было другое. На слете он познакомился со многими энтузиастами, рвавшимися подобно ему в небо. Среди них были Арцеулов, Ильюшин, Пышнов, Тихонравов, Толстых и многие другие известные личности.

В 1925 году Олега Константиновича рекомендовали для поступления в Ленинградский политехнический институт. Собрав вещи, Антонов уехал в северную столицу...

http://topwar.ru/print:page,1,42993-otec-transportnoy-aviacii-oleg-konst...

 

 

Посадка в самолёт, 1967-69 гг.

Файлы: 

Думаю стоит поправить даты съемки. Судя по карточке борта самолет находился в эксплуатации с января 1967 года. http://russianplanes.net/reginfo/60617

Примерно с этого места, гогда все борта были в аэропорту, на против 24 еще ряд выстраивался.

Высшее военное авиационное училище лётчиков, г. Балашов, 1969 г. Фото Г. Иконникова
Из личного архива Евгения Бородулина

Файлы: 

"Коммунист", 1 февраля 1948 г.
Прикреплена статья из "Коммуниста" за 31 марта 1948 г.

Файлы: 

В конце 80-х годов, прошлого века при Саратовском авиационном заводе был Клуб Авиационного технического творчества имени А.С.Яковлева. Судьба меня свела с участником того клуба Павлом Ефремовым.  Сейчас он живет и работае в Москве, а в те годы  жил в Саратове и учился в Авиационном техникуме на отделении ОМР(Обработка Металла Резанием).Все материалы. побликации предоставлены мной с его согласия.
Павел предоставил мне две фотграфии из его личного архива. По его словам, для снимка был нанят фотограф из какого-то фотоателье. Несколько комплектов фотографий были заказаны создателями этого самолета, так что таких фотографий в Саратове должно быть несколько. Вот как сам Павел комментирует эти фото.
(Фото 1, Фото 2)

- Вот такой одноместный самолётик, мы пацаны, с взрослыми товарищами собрали в клубе при авиационном заводе (в цехе при ПТУ от завода, точнее) в 1989г. и возили его в Ригу на всесоюзный слет СЛА. Я учился тогда в авиационном техникуме на М. Горького (отделение ОМР), и пропадал в этом клубе. Настоящее дело было!!!

- Вот, всё-таки нашёл  2 фотки, помню что были. Пришлось порыться.
Я их в своё время чистил от мусора в фотошопе. По-этому каждая фотка оригинал и зачищенная.

По рассказам Павла самолет испытывался в каком-то колхозе Саратовской области. Председатель проявил живой интерес к этому событию, выделил поле, организовал выкос взлетно посадочной полосы и ее укатку "Камазами". После облета самолет погрузили в транспортник Ан-26 и доставили на Пятый Всесоюзный смотр-конкурс самодельных летательных аппаратов, который проходил в городе Рига на аэродроме Спилве с 17 по 30 июля 1989 года. 
Фото 3,4 - сделаны предположительно на СЛА-89, а Фото 5,6 точно оттуда. Фото найдены здесь http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1425757004/30. Изучая историю самолета мы с Павлом нашли еще уникальные фотографии Фото 7 и 8. Вот как их прокомментировал Павел:

Всего на моём веку (3 года), в клубе было три самолёта. 
- Когда я туда пришёл, там уже был практически готовый, одноместный, двухмоторный высокоплан, который майор (наш руководитель, бывший военный летчик с ТУ-95), начинал строить ещё у себя в гараже. Довелось поучаствовать в его доводке и первых испытаниях. Самолёт долго бегал но так и не полетел. Был сильно перетяжелён в конструкции и двух мотоциклетных движков ему явно не хватало.
- Затем начали строить с нуля вот этот КаттЯ. Я можно сказать своими руками поучаствовал в полном цикле от закладки первых деталей фезюляжа в стапель, до первого взлёта. Какой же восторг и радость мы все испытали тогда, не передать на бумаге. В нем есть детали (не самые ответственные конечно), которые вырезаны и приклёпаны мной лично. Мужики тогда молодцы были - нам многое доверяли и мы землю грызли.
- После слёта в Риге, стало быстро понятно, что одноместный самолёт это тупик в развитии клуба - ВСЕ мечтали летать но никто не умел. Нужен был двухместный учебно-тренировочный.  Тогда был свёрстан проект спарки (так мы стали её называть), и закипела работа. Мне по спарке удалось дойти, до почти законченного монокока фезюляжа, в котором пилоты сидели рядом.
- Далее... судьба буквально вытолкнула меня в другую жизнь, и был ли доделан этот самолёт мне не известно. Были свадъба, ребенок, кубарем пошли дела и заботы. И Вот, только к сорока с лишним, я как будто опомнился. Ведь я всегда хотел полететь!!!  Теперь потихоньку возврашаюсь к когда-то потерянному, как могу.

Гриша, спасибо огромное что ты нашел так много об этом самолётике. Вот так, ко мне через тебя вернулась память. Через твои ссылки я вышел на эту страничку:

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1412375852

- Там ниже есть черно-белая фото, на которой высокий мужчина в центре, стоит в окружении в общем-то мальчишек. Меня нет на этой фотке, но все эти лица мне родные. Как уж и звать-то забыл за тридцать лет. Но вот тот, что на фоне 42 яка, у пропеллера, на другой фотографии, это Рушан, хорошо его помню, даже по сравнению с нами - он был большой романтик.
С уважением, Паша.

 Удивительно, самолет до сих пор жив и эксплуатируется! В обновленном виде он обьявился в Архангельской области через 25 лет! Вот какую прочность заложили мальчишки окрыленные мечтой полета! Постарались и их наставники заложив в самолет все славные традиции и опыт Саратовского Авиационного Завода! Фото 9,10,11,12.
На фото 13,14 Павел Ефремов пилотирует параплан на аэродроме аэроклуба им. Ю.А.Гагарина в Дубках.Лето 2016г.
 Данная тема посвящается Саратовским создателям крылатой техники.

Спасибо, очень интересно. Фотографию 1 можно в основной альбом (фото2 в доп.).  

Вот что есть на эту тему на сайте:

http://oldsaratov.ru/photo/16068

http://oldsaratov.ru/photo/7060

Як-42

Из книги "Два века Губернии" (1997)

 

Файлы: 

Фото сделано до 1992 года, когда флаги СССР на киле стали заменять на российский.

1955г. Краснокутское лётное училище гражданской авиации (КЛУГА)

Файлы: 

Базарно-Карабулакский район

Файлы: 

Три поколения военных авиаторов с редкой фамилией Фабрика. 
Балашов (Саратовская область) 1970-е годы

https://vk.com/sarist

Файлы: 

Як-42 на заводском аэродроме Саратовского авиационного завода.

http://saviaz.ru/history.html

Файлы: 

Это же Як-42. И годы уже 2000-е.

Исправил годы и описание... Указал ориентировочное место съёмки.

Согласен. Действительно Як-42.Текст махнул, не приглядевшись, вслед за покойным (не открывается) сайтом покойного САЗ. Спасибо, исправляю. 

Через архив интернета archive.org можно на старые версии сайта САЗ залезть :)

По ливрее поставил нижней границей - 2006 год

Все же несогласен с перемещением в форум. Тут и береговую линию города видно. И что "Елены" нет, и элеваторы на месте (скоро окончательно снесут) и самое главное - работающий аэродром, который тоже в прошлом.

Поддерживаю.

В любом случае, к аэродрому можно ставить тег "Утраченные в 2000х".

Напоминаю, что фото после 2000 допускаются в основной раздел, если объект утрачен и более ранних его фотографий нет. В случае с аэродромом САЗ это далеко не так. Да и видно его тут мало.

Директор Саратовского авиационного завода генерал-майор И.С. Левин среди летчиков 2-го бомбардировочного авиационного корпуса. 1944 год

В цехе окончательной сборки самолетов Саратовского авиационного завода. Монтаж крыльев. 1942 год

 

В цехе окончательной сборки самолетов Саратовского авиационного завода. Подготовка моторов к установке на самолет. 1942

В цехе окончательной сборки самолетов Саратовского авиационного завода. Сборка самолетов "Як-1". 1942 год

Отдельное спасибо Дмитрию Кияновскому за оцифровку этих видеокассет.

В 1923 году саратовское Общество друзей воздушного флота (предшественник ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ) собирало деньги на постройку самолёта "Разумов", для чего была выпущена эта марка (добровольно-принудительной доплаты за корреспонденцию).

Кто-нибудь в курсе, кто такой Разумов и чем дело кончилось?

Балашов. Старт двигателя зимой 1935г

Файлы: 

Этот день 100 лет назад. 02 июня (20) мая 1913 года

 


КАЗАНЬ

Как стало известно, Московское общество воздухоплавания запланировало на конец лета текущего 1913 года Поволжский перелет на гидроаэропланах, т.е. на летательных аппаратах, которые осуществляют взлет и посадку на водной поверхности. Начальным пунктом этого путешествия избран Нижний Новгород, затем путь авиаторов пройдет через Казань, Симбирск, Самару и завершится в Саратове. В Нижний гидроаэропланы будут перевезены из Москвы в разобранном виде по железной дороге и там уже собраны для дальнейших полетов. Весь перелет Нижний Новгород — Саратов займет не более 7-10 дней. К разработке этого предприятия, кроме москвичей, привлечены нижегородское общество воздухоплавания, саратовский аэроклуб и целый ряд поволжских спортивных организаций. К сожалению, в этом ряду пока нет ни одного общества из Казани. 

http://nik191.mirtesen.ru/blog/latest?t=100%20%D0%BB%D0%B5%D1%82&f&wf=1&page=2

1927 год. Саратов. Самолет Авиахима  с лозунгом "Лицом к деревне", был созданный для пропаганды достижений советской авиации,  приводнился около Саратова  .  

1927 год. Саратов . Гидросамолет, совершивший перелет Италия-Саратов- Москва -Финляндия-Швеция-Голландия-Италия.

Митинг на аэродроме по поводу приобретения Селивановой А. С. 3-го самолета (1944)

архив СОМК

Файлы: 

Лебедь-XII" Саратовского гидроавиаотряда Красной Армии.

http://crimso.msk.ru/Site/Arts/Art4108.htm

 

К аэроплану "Лебедь - ХII" - зима 1918-19гг.

Аэросани Энгельской военной школы летчиков пришли своим ходом в Москву на слет 1933 г.

http://lib.rus.ec/b/218433/read