Авиация

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

Комментарии

От "Блерио" до "АН 24"

Знаменитые "Яки"

книга Яшина А.И., Валеева В.Х. "100 страниц о Саратове"

1923 г. Саратов (очевидно, Жареный бугор). Авиаконструктор О.К.Антонов (в "кабине") готовится к испытанию своего первого планера.

РИА "Новости" http://visualrian.ru/ru/site/gallery/index/id/61067/context/%7B%22q%22%3...

 

 

Файлы: 

1924г. Первые труды Антонова

Жарин бугор, а не жаренный.

ну, если уж быть объективным, то и Жареннный и Жареный и Жарин и Жарен - эти все названия равноценны и используются как населением, так и в официально.. Кстати, на картах чаще встречается именно Жареный

 

Все мое детство прошло у тёти с дядей, проживавших в 70е-80е г.г. в с\х "Ленинский путь" (ныне пос. Расково). Так вот, местное население бугор называло "Жареный". И никак иначе. А сейчас вся родня переместилась в Дубки. И народ так же называет бугор "Жареный". Это же название в обиходе у сотрудников аэродрома в Дубках.

вот и я про то :))

Искал эту фотографию без копирайта, а попалось в американском интернет-магазине вот такое чудо дизайна

Это кошелёк :-)  Снимок Антонова на Жареном бугре оказался довольно популярным: обои, плакаты, принты на одежду.

.

Заменил фотографию РИА-новости с копирайтом на американский постер

Хочу обратить внимание, что согласно ВИКИПЕДИИ, и биографии Антонова, первый планер был построен в  Саратове Антоновым, не в 1923 году. Как указано в подписи к фото. А только  в 1924 году.  Файл  из википедии - ПРИЛАГАЮ, Второе.  Если принять , что фотография  1924 года, то в том же 1924 году Олег Антонов принимал участие  в соревновании конструкторов планеров в Коктебеле. По этой причине, твердой уверенности, что это "жареный" или "пареный" бугор, или Коктебель - утверждать НЕЛЬЗЯ!  Предлагаю, оставить тэг "Планер Антонова О.К. 1924-1925 год".  Кстати, в Википедии есть эскизы первых планеров Антонова-"Рот фронт". Ни один из них не похож на планер  с этой фотографии.  В другой биографии Антонова (прилагаю), написано:"Второй планер ОКА 2 был построен в 1925 году. Это был ВЫСОКОПЛАН с ЧЕТЫРЕМЯ подкосами (как на фото) и имел  ФЕРМУ вместо фюзеляжа". Как на фото- высокоплан, 4 подкоса, ферма вместо фюзеляжа. Но это уже 1925 год, а не 1923. И не Саратов , а Ленинград.  

Как выяснилось, Саратов, 1927 год

Наука и жизнь" №2 1976 года

Поправил дату. Оттуда же:

«Голубь» — первая ласточка, «сделавшая весну»: с создания этого планера 1923 г.) начался путь в авиацию саратовского школьника Олега Антонова, ставшего впоследствии выдающимся нонструктором.



На обложке журнала «Смена» (№ 8, 1924 г.) нарисованный Антоновым планер, проект которого он прислал на конкурс.

http://solar-front.livejournal.com/66899.html

 

Уважаемый AV!   Я тоже нашел архив "Науки и Жизнь " №2 за 1976 год. Действительно, эта фотография, сделанная 90 лет назад, подписана , как "саратовская".  На это и нужно ссылаться. Вот если бы фотография  имела  в качестве фона сохранившийся или хорошо известный саратовский объект,  Троицкий Храм, Музей Радищего, Театр оперы и балета - тогда, вне сомнения, выяснилось БЫ, что это фото в САРАТОВЕ или его окресностях.  А здесь просто ссылка, что фото приписано к Саратову. Не более того. На помещенном вами фото первого планера "Голубь" сделанного и испытанного в Саратове, размах крыльев около 8-10 метров, судя по росту мужчин , стоящих у крыла. Планер  ОКА-2 на снимке "жареный бугор"  сделан был в Питере. И размеры размаха крыльев имел не намного меньше, чем у "Голубя". Олегу Антонову в 1924 году было 18 лет. (род. 1906 г.) Был он в 1924 году СТУДЕНТОМ! Бедным и нищим, как и все население страны. КАК ОН МОГ ПЕРЕМЕСТИТЬ В САРАТОВ ТАКУЮ КОНСТРУКЦИЮ? Вы взрослый, успешный, современный человек. Вы легко доставите планер в Петербург, на  "несколько дней каникул"? Сомневаюсь!  Так что точка "Жареный бугор" - весьма условна! Конкретных подтверждений, кроме надписи под фото, что это саратовское поле, я не вижу. Мало ли что пишут на фото? У нас недавно был пример, что фото называлось "300 лет Дома Романовых", а обнаружилось, что это "300 лет Саратова". И было на 22 года раньше. С уважением.

"ОКА-2" строился в Саратове: http://www.litmir.net/br/?b=161642&p=18, про испытания на Жареном бугре там тоже есть. Однако на фото, кроме планера, по сути ничего не видно.

А вот здесь, как первый планер везли из Саратова в Коктебель: http://www.litmir.net/br/?b=161642&p=16.

Судя по книге из серии ЖЗЛ, в подписи к первому фото целых три ошибки :)). Планер при участии Антонова так и не взлетел (ткань была слишком редкой, потом обработали клеем), было это, выходит, году в 1925-26 (в 1927 как раз все-таки получилось), а первый раз Антонов поднялся в воздух в 1923 на "Юнкерсе-12", который был в Саратове с рекламными целями: http://www.litmir.net/br/?b=161642&p=14.

 Неподалече от "Жареного бугра" находится аэродром. Отголосок той эпохи?

Теги под главной фотографией нужно исправить.1923 г. Саратов (очевидно, Жареный бугор). Авиаконструктор О.К.Антонов (в "кабине") готовится к испытанию своего первого планера.

Мы считаем, что этот снимок был сделан в 1927 году.

1. Если  в конце сообщения  написано , что СНИМОК СДЕЛАН В 1927 году, то первая дата в предложении   1923. Саратов- это нелепость! Не могли в 1927 году, сфотографировать планер 1923 года.  2. В 1927 году Антонов не был авиаконструктором. Его можно назвать "будущим".  3. И планер этот у него не первый. Первым был "Голубь".

В тексте по моей ссылке тоже упоминается 1927 год - именно тогда планер наконец полетел, но уже без участия Антонова. С датой того, что на снимке, там не совсем ясно.

Посадка в самолёт, 1967-69 гг.

Файлы: 

Думаю стоит поправить даты съемки. Судя по карточке борта самолет находился в эксплуатации с января 1967 года. http://russianplanes.net/reginfo/60617

Примерно с этого места, гогда все борта были в аэропорту, на против 24 еще ряд выстраивался.

"Газета Недели" №29 (208) - 07.08.2012

статья сотрудника Государственного архива Саратовской области Любови Шатохиной Новости вековой давности. иллюстрирована вот такой фотографией. Увы, фотография без комментариев.

http://www.gazeta-nedeli.ru/article.php?id=3574

Файлы: 

"Проявил" фотграфию

Место не узнаю.

Файлы: 

Значит из газеты 1912 года фото получается.

Высшее военное авиационное училище лётчиков, г. Балашов, 1969 г. Фото Г. Иконникова
Из личного архива Евгения Бородулина

Файлы: 

"Коммунист", 1 февраля 1948 г.
Прикреплена статья из "Коммуниста" за 31 марта 1948 г.

Файлы: 

В конце 80-х годов, прошлого века при Саратовском авиационном заводе был Клуб Авиационного технического творчества имени А.С.Яковлева. Судьба меня свела с участником того клуба Павлом Ефремовым.  Сейчас он живет и работае в Москве, а в те годы  жил в Саратове и учился в Авиационном техникуме на отделении ОМР(Обработка Металла Резанием).Все материалы. побликации предоставлены мной с его согласия.
Павел предоставил мне две фотграфии из его личного архива. По его словам, для снимка был нанят фотограф из какого-то фотоателье. Несколько комплектов фотографий были заказаны создателями этого самолета, так что таких фотографий в Саратове должно быть несколько. Вот как сам Павел комментирует эти фото.
(Фото 1, Фото 2)

- Вот такой одноместный самолётик, мы пацаны, с взрослыми товарищами собрали в клубе при авиационном заводе (в цехе при ПТУ от завода, точнее) в 1989г. и возили его в Ригу на всесоюзный слет СЛА. Я учился тогда в авиационном техникуме на М. Горького (отделение ОМР), и пропадал в этом клубе. Настоящее дело было!!!

- Вот, всё-таки нашёл  2 фотки, помню что были. Пришлось порыться.
Я их в своё время чистил от мусора в фотошопе. По-этому каждая фотка оригинал и зачищенная.

По рассказам Павла самолет испытывался в каком-то колхозе Саратовской области. Председатель проявил живой интерес к этому событию, выделил поле, организовал выкос взлетно посадочной полосы и ее укатку "Камазами". После облета самолет погрузили в транспортник Ан-26 и доставили на Пятый Всесоюзный смотр-конкурс самодельных летательных аппаратов, который проходил в городе Рига на аэродроме Спилве с 17 по 30 июля 1989 года. 
Фото 3,4 - сделаны предположительно на СЛА-89, а Фото 5,6 точно оттуда. Фото найдены здесь http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabb/YaBB.pl?num=1425757004/30. Изучая историю самолета мы с Павлом нашли еще уникальные фотографии Фото 7 и 8. Вот как их прокомментировал Павел:

Всего на моём веку (3 года), в клубе было три самолёта. 
- Когда я туда пришёл, там уже был практически готовый, одноместный, двухмоторный высокоплан, который майор (наш руководитель, бывший военный летчик с ТУ-95), начинал строить ещё у себя в гараже. Довелось поучаствовать в его доводке и первых испытаниях. Самолёт долго бегал но так и не полетел. Был сильно перетяжелён в конструкции и двух мотоциклетных движков ему явно не хватало.
- Затем начали строить с нуля вот этот КаттЯ. Я можно сказать своими руками поучаствовал в полном цикле от закладки первых деталей фезюляжа в стапель, до первого взлёта. Какой же восторг и радость мы все испытали тогда, не передать на бумаге. В нем есть детали (не самые ответственные конечно), которые вырезаны и приклёпаны мной лично. Мужики тогда молодцы были - нам многое доверяли и мы землю грызли.
- После слёта в Риге, стало быстро понятно, что одноместный самолёт это тупик в развитии клуба - ВСЕ мечтали летать но никто не умел. Нужен был двухместный учебно-тренировочный.  Тогда был свёрстан проект спарки (так мы стали её называть), и закипела работа. Мне по спарке удалось дойти, до почти законченного монокока фезюляжа, в котором пилоты сидели рядом.
- Далее... судьба буквально вытолкнула меня в другую жизнь, и был ли доделан этот самолёт мне не известно. Были свадъба, ребенок, кубарем пошли дела и заботы. И Вот, только к сорока с лишним, я как будто опомнился. Ведь я всегда хотел полететь!!!  Теперь потихоньку возврашаюсь к когда-то потерянному, как могу.

Гриша, спасибо огромное что ты нашел так много об этом самолётике. Вот так, ко мне через тебя вернулась память. Через твои ссылки я вышел на эту страничку:

http://www.reaa.ru/cgi-bin/yabbA/YaBB.pl?num=1412375852

- Там ниже есть черно-белая фото, на которой высокий мужчина в центре, стоит в окружении в общем-то мальчишек. Меня нет на этой фотке, но все эти лица мне родные. Как уж и звать-то забыл за тридцать лет. Но вот тот, что на фоне 42 яка, у пропеллера, на другой фотографии, это Рушан, хорошо его помню, даже по сравнению с нами - он был большой романтик.
С уважением, Паша.

 Удивительно, самолет до сих пор жив и эксплуатируется! В обновленном виде он обьявился в Архангельской области через 25 лет! Вот какую прочность заложили мальчишки окрыленные мечтой полета! Постарались и их наставники заложив в самолет все славные традиции и опыт Саратовского Авиационного Завода! Фото 9,10,11,12.
На фото 13,14 Павел Ефремов пилотирует параплан на аэродроме аэроклуба им. Ю.А.Гагарина в Дубках.Лето 2016г.
 Данная тема посвящается Саратовским создателям крылатой техники.

Спасибо, очень интересно. Фотографию 1 можно в основной альбом (фото2 в доп.).  

Вот что есть на эту тему на сайте:

http://oldsaratov.ru/photo/16068

http://oldsaratov.ru/photo/7060

Як-42

Из книги "Два века Губернии" (1997)

 

Файлы: 

Фото сделано до 1992 года, когда флаги СССР на киле стали заменять на российский.

1955г. Краснокутское лётное училище гражданской авиации (КЛУГА)

Файлы: 

Базарно-Карабулакский район

Файлы: 

Три поколения военных авиаторов с редкой фамилией Фабрика. 
Балашов (Саратовская область) 1970-е годы

https://vk.com/sarist

Файлы: 

Як-42 на заводском аэродроме Саратовского авиационного завода.

http://saviaz.ru/history.html

Файлы: 

Это же Як-42. И годы уже 2000-е.

Исправил годы и описание... Указал ориентировочное место съёмки.

Согласен. Действительно Як-42.Текст махнул, не приглядевшись, вслед за покойным (не открывается) сайтом покойного САЗ. Спасибо, исправляю. 

Через архив интернета archive.org можно на старые версии сайта САЗ залезть :)

По ливрее поставил нижней границей - 2006 год

Все же несогласен с перемещением в форум. Тут и береговую линию города видно. И что "Елены" нет, и элеваторы на месте (скоро окончательно снесут) и самое главное - работающий аэродром, который тоже в прошлом.

Поддерживаю.

В любом случае, к аэродрому можно ставить тег "Утраченные в 2000х".

Напоминаю, что фото после 2000 допускаются в основной раздел, если объект утрачен и более ранних его фотографий нет. В случае с аэродромом САЗ это далеко не так. Да и видно его тут мало.

Василянский Владимир Николаевич, курсант Саратовского аэроклуба в учебном самолете ЯК-18 на аэродроме «Дубки», 1956 год

Мартьянов Дмитрий Павлович, летчик-инструктор Саратовского аэроклуба с женой Валей, 1956 год

 

Директор Саратовского авиационного завода генерал-майор И.С. Левин среди летчиков 2-го бомбардировочного авиационного корпуса. 1944 год

В цехе окончательной сборки самолетов Саратовского авиационного завода. Монтаж крыльев. 1942 год

 

В цехе окончательной сборки самолетов Саратовского авиационного завода. Подготовка моторов к установке на самолет. 1942

В цехе окончательной сборки самолетов Саратовского авиационного завода. Сборка самолетов "Як-1". 1942 год

Отдельное спасибо Дмитрию Кияновскому за оцифровку этих видеокассет.

В 1923 году саратовское Общество друзей воздушного флота (предшественник ОСОАВИАХИМ и ДОСААФ) собирало деньги на постройку самолёта "Разумов", для чего была выпущена эта марка (добровольно-принудительной доплаты за корреспонденцию).

Кто-нибудь в курсе, кто такой Разумов и чем дело кончилось?

Балашов. Старт двигателя зимой 1935г

Файлы: 

Авиатор Васильев (?) в день полета на моноплане "Блерио" с общественными деятелями Саратова (1910)

Фотограф Гольдберг Н.Б.

Файлы: 

4 слева- вице-губернатор Боярский П.М.

Википедия заявляет, что первый Саратовский аэродром был построен в 1912 году.  Прилагаю файл. Таким образом, если это 1910 год. То это не САРАТОВСКИЙ АЭРОДРОМ. Так как аэродром в Саратове построят только через 2 года, в 1912 году. Но если это САРАТОВСКИЙ АЭРОДРОМ, то это не может быть 1910 год. А видимо-1912, ПОСЛЕ строительства САРАТОВСКОГО  АЭРОДРОМА.

Файлы: 

"16 (29) июля 1912. Состоялось торжественное открытие аэродрома саратовского аэроклуба. Вечером состоялись полеты авиатора Агафонова с пассажиром и местного авиатора Ширингфельда." http://starosti.ru/article.php?id=32855. Неизвестно, тот же ли это аэродром или просто какая-то площадка. На всякий случай расширил диапазон дат. Позже 1912 быть не может, поскольку Боярский с конца 1912 стал уже гродненским губернатором.

Эта фотография интересна еще и той особенностью, что на фото изображен МОНОПЛАН. Видно только верхнее крыло.  На уровне  пояса стоящих людей, с правой стороны, не видно нижнего крыла аэроплана. В просветах между фигурами людей видно только поле. В начале ХХ века, это была очень редкая конструкция. В основном, все самолеты были Бипланы. 

Вот еще один моноплан. http://oldsaratov.ru/photo/na-gorodskom-placu-bliz-kuznecovskih-dach.

Может тэги как-то унифицировать на этих фото?

Почти все люди на фотографии, помечены вверху цифрами. Прилагаю. Может быть, эти фамилии на обороте фотографии? И еще, в качестве совета. При пересъемке фотографии за стеклом, обязательно  закрывайте руки чем-то темным. Практически на всех фотографиях, снятых через стекло, отражаются в стекле и светлые руки.

Файлы: 

Для таких самолётов любое поле - даже футбольное- аэродром.

из описания фотографии , которая хранится должна в СОМК.
СМК 27208.
Группа лиц после полета самолета в 1910 году в Саратове, около кладбища, на фоне самолета. Летчик Васильев, городской голова Волков. На обороте надпись : На память Шуре Григорьевой. 1910 год.

Увы, не знаю, к этой ли фотографии это относится.

4 справа - очень похож на Шмидта.
http://oldsaratov.ru/sites/default/files/shmidt_otto_petrovich.jpg