Стадион "Машиностроитель"

50 сообщений / 0 новое
Последнее сообщение

Доброго всем дня.

Недавно дочь озадачила вопросом, на который даже после долгих поисков в интернете я не смог ответить. Вопрос касается известного соотечественника Анатолия Капчинского, который до ВОВ был Абсолютным чемпионом СССР по конькобежному спорту. 

До занятий конькобежным спортом он был яхтсменом и посещал яхт-клуб ( Дом офицеров ), где и встал на коньки. Было это после (примерно) 1928-1930 г. Все исторические очерки о человеке говорят, что он начал тренироваться на стадионе "Машиностроитель".

В результате Капчинский выглядел совсем неплохо, когда впервые пришел на настоящий стадион - "Машиностроитель". Правда, дорожка на этом стадионе была намного короче нормы. Но все-таки это была настоящая дорожка, а занятиями руководил настоящий тренер.

Именно этот стадион я так и не смог найти.

В теме форума Саратовские стадионы http://oldsaratov.ru/forum/saratovskie-stadiony есть много информации о катках, но нет ни одного упоминания о "Машиностроителе"

Сказали "Спасибо!"

Пока еще никто не сказал "Спасибо!"

 

Комментарии

"Машиностроитель" недавно упоминался в одном из комментариев: http://oldsaratov.ru/comment/78144#comment-78144, но, насколько я понимаю, его местоположение пока остается такой же загадкой даже для знатоков саратовского спорта.

В целом территория Элеватормельмаш огромная, а история Элеватормельмаш СМЗ ОАО (Саратов) началась в 1936 году (источник).

Мне кажется это должно быть связано с обучением Капчинского. Есть фотография:

[ Спасибо Мария - http://oldsaratov.ru/comment/58728#comment-58728 ]

На фото сказано - студент Машиностроительного института. Из истории СГАУ известно: 

Кафедра «Прикладной математики и информатики» ведет свою историю с августа 1932г., когда из Москвы в г. Саратов решением правительства был переведен машиностроительный институт.

Однако в биографии сказано, что он поступил на рабфак.

Преимущественное право поступления в вузы получили рабочие и крестьянская беднота. Для них были созданы рабочие факультеты (рабфаки). В Саратове первый рабфак был открыт при университете в 1919 году, с 1 января 1921 году он получил своё помещение

Поэтому история получается запутанная.

Может, он после рабфака пошёл в институт. Рабфак - это подготовительное отделение.
 

История нашей страны темная штука - чать засекречено, часть забыто из-за невежества, часть снесено и забыто за ненадобность. "Мы новый мир построим".

К сожалению известно что все обучение и тренировки происходили в Саратове, а значит и стадион "Машиностроитель" не миф и должен был быть в Саратове и возможно либо при заводе либо при Институте ( что даже более вероятно ). Но в истории всех саратовских вузов ничего нет об этом.

Может, что-нибудь попадётся в старых газетах или о стадионе, или об институте.
 

А это случаем не Торпедо на 4-м ЖУ? А не имел ли отдельного названия стадион при Политехе?

Едва ли при политехе, тогда институт был автодорожным.

Физкультурник-яхтсмен Копчинский, студент института сельскохозяйственного машиностроения.
Не институт механизации сельского хозяйства?

"Правда Саратовского края", 23 июня 1934 г.

 

Файлы: 

Предполагаю, что  площадка машиностроителей и стадион "Машиностроитель" - это одно и то же. Осталось установить, где она находилась. В заметке упоминается завод имени Ленина.
"Правда Саратовского края", 16 июня 1934 г.

Ещё об этой площадке. "Правда Саратовского края", 11 июня 1934 г.

"Правда Саратовского края", 5 июня 1934 г.

А может, это в будущем горпарке?

Конькобежная дорожка 333 метра. Если дорожка короче, то лично я знаю только одно более менее "спортивное" место с дорожкой короче. Это Буревестник, бывший плац-парад. Ныне какой-то там корпус универа. Там был круг 250 метров.

Нашел интересную статью в которой говорится, что Локомотив считает Капчинского своим воспитанником. 

Студент Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта Анатолий Капчинский ("Локомотив")
 

Но это не может быть стадион Локомотив, т.к. он постопроен после ВОВ. 

http://www.lokomotiv.info/publish/lokomotiv50/?id=151 

Стадион "Локомотив" до войны - это, скорей всего, "Спартак" или какой-то стадион рядом с ним.

http://oldsaratov.ru/comment/13498#comment-13498
Трамваи до него ехали по Чапаевской линии.

Тогда "Локомотивом" был "Спартак": http://oldsaratov.ru/photo/6303.

Сейчас я в этом уже не уверена:  в 1937 или 1938 году одновременно упоминаются и "Локомотив", и городской стадион.

Снова о площадке. Всё больше склоняюсь к мысли, что это на территории горпарака.

"Правда Саратовского края", 4 августа 1934 г.
 

Файлы: 

"Правда Саратовского края", 20 сентября 1934 г.

Выставка к Дню авиации на площадке машиностроения.
"Правда Саратовского края", 20 августа 1934 г.
 

Файлы: 

"Правда Саратовского края", 23 июля 1934 г.

Как версия. В городском парке слева от входа со стороны ул. 2-й Садовой расположена детская площадка. На месте этой площадки в 1940-50-х годах был расположен самый настоящий стадион, на котором проводились соревнования по конькобежному спорту на кубок Капчинского. Длина дорожки была не стандартная (укороченная). По ул. 2-й Садовой прямо за стадионом располагалась Школа машинистов Рязано-Уральской железной дороги. А чуть выше входа в парк была Средняя мужская школа № 1 г. Саратова Рязано-Уральской железной дороги (сейчас школа № 95). Поэтому стадион мог называться и Машиностроитель и Локомотив.

Машинисты и машиностроители не одно и то же...

Этот стадион мог быть частью площадки машиностроителей в 1934 г., а потом перейти "Локомотиву".
 

Я же написал «как версия». На названии Машиностроитель не настаиваю :-), а вот Локомотив вполне подходит.

На площадке машиностроения , кроме нескольких спортивных площадок, была эстрада, место для проведения гуляний, выставок и устройства фейерверков. Находилась она не очень далеко от завода имени Ленина (иначе за неё отвечал бы какой-нибудь другой завод). По-моему, наиболее вероятный вариант - это какая-то часть будущего парка имени Криницкого.
 

Каток площадки машиностроения в декабре 1934 г. передали Дому Красной армии.
 

Файлы: 

Здесь тоже об этом упоминается.
 

Файлы: 

Афиша Дома Красной Армии «Праздник на льду. Встреча нового 1935 г.».

https://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=23576695

 

Файлы: 

Возможно, на этой фотографии и есть каток ДКА, бывшая площадка машиностроения. Может, кто-нибудь сумеет определить место?

"Правда Саратовского края", 12 декабря 1934 г.

Мария установила местоположение "площадки Машиностроения", в состав которой входил каток бывшего Яхт-клуба. В нижней части "площадки Машиностроения" был парк, теннисный корт и волейбольная площадка. Осенью 1934 года "площадку Машиностроения" передали Дому Красной Армии (ДКА), каток расширили до длины дорожки 250м. Стадион "Машиностроитель" находился в другом месте, его местоположение пока не определено.

Здесь ещё одна фотография площадки ДКА. (1937 г.).
http://oldsaratov.ru/sites/default/files/6_yanvarya_1937_g.jpg

Кстати, стадион ВСРМ - это, наверное,  стадион работников машиностроения.

http://oldsaratov.ru/comment/58727#comment-58727

Может, стоит переименовать тему и перенести её в раздел "Спорт"? Мне кажется, alex-saratov утратил интерес к стадиону "Машиностроитель", а я, продолжая по инерции искать, нашла интересные материалы об Анатолии Капчинском и саратовских конькобежцах. Добавлю их сюда.

"Правда Саратовского края", 11 января 1935 г.

 

Массовое обучение конькобежному спорту. "Правда Саратовского края", 18 января 1935 г.

Конькобежные соревнования между спортсменами Саратова и Ленинграда.

"Правда Саратовского края", 21 января 1935 г.
 

Итоги соревнований Саратов - Ленинград. Два краевых рекорда установлены А. Капчинским. "Правда Саратовского края", 26 января 1935 г.

"Правда Саратовского края", 28 января 1935 г.

Железнодорожная спартакиада. "Правда Саратовского края", 5 февраля 1935 г.

Саратов вышел на 3-е место по конькам в СССР. "Правда Саратовского края", 21 февраля 1935 г.
 

Саратовские конькобежцы,  участники соревнований на превенство СССР. "Правда Саратовского края", 24 февраля 1935 г.

Файлы: 

Анатолий Капчинский об участии в командных соревнованиях в Ленинграде и всесоюзных соревнованиях на розыгрыш личного первенства в СССР. "Коммунист", 15 марта 1935 г.

Файлы: 

"Коммунист", 28 апреля 1935 г.

Соревнования на приз имени Анатолия Капчинского. 1947 г.

"Коммунист", 12 февраля 1947 г.
 

Газета "Регион 64" за 11 ноября 2015 г. На 21 странице статья об Анатолии Капчинском.
http://www.docme.ru/doc/1105505/-206-3765-

В 1930 г. Капчинский участвует в соревнованиях на катке металлистов. И ещё пара заметок о катке металлистов. Вдруг это и есть "стадион машиностроителей"?
"Поволжская правда", 28 февраля 1930 г.

"Поволжская правда", 29 декабря 1930 г.

Это место - каток Яхт-клуба - каток Металлистов (бывшая площадка Народного дворца) - каток площадки Машиностроения - каток ДКА. Возможно, кто-то когда-то в воспоминаниях вскользь ошибочно помянул стадион "машиностроитель" вместо площадки Машиностроения. Еще надо расспросить выпускников института Механизации С.Х. (быв. Машиностроения) про спортивную площадку при институте. В нашем дворе дома Воробьева рассказывали про хороший каток за Хлебозаводом (кинотеатром "Победа").

Каток металлистов - бывшая площадка Народного дворца. "Поволжская правда", 8 декабря 1929 г.

"Поволжская правда", 9 декабря 1930 г.