Карта саратовских кладбищ

Привожу здесь текст поста https://holden-k.livejournal.com/379482.html

Группа в вк https://vk.com/club43154815

Заниматься историей саратовских кладбищ без архивных изысканий трудно, никакого полноценного исследования на эту тему, да ещё и доступного в сети, я не нашёл. Возможно, его пока и не существует. 
При составлении карты я активно пользовался публикациями саратовских СМИ за разные годы и картографическими источниками XVIII-XXI вв., благо множество старинных планов и карт Саратова можно найти в отсканированном виде. Из газетных материалов наиболее важный - статья краеведов Виктора и Николая Семёновых "В упокоении вечном", входящая в цикл "Городское хозяйство: от Петра Первого до наших дней". Оригинал статьи вышел в газете "Саратовская панорама", прочитать можно, например, здесь. В большинстве более поздних публикаций фактическая основа более или менее заимствована у Семёновых.
Семёновы в этой статье пишут об историческом центре Саратова в дореволюционный период. Тот же акцент характерен, кстати, и для работ крупнейшего исследователя саратовской городской топонимики Евгения Максимова. За скобками остаются и современные окраинные кладбища, и маленькие деревенские погосты, оказавшиеся на территории выросшего Саратова в XX в. Попробуйте найти что-нибудь об истории Поливановского или Мочиновского кладбищ. Или просто попробуйте найти на любой карте само Поливановское кладбище. Мне для его локализации потребовалось чуть ли не полчаса - в девяностые годы его перестали считать действующим и обозначать на картах как кладбище, а размеры у него не такие, чтобы оно как-то явно выделялось на фоне окрестных дач и пустырей.
Тем не менее, несмотря на печальные пробелы в освещении саратовской кладбищенской истории в СМИ, способы их заполнения существуют. Документы по обустройству кладбищ в советский период сохранились точно, да и дореволюционную историю деревенских погостов можно попытаться проследить хотя бы по церковным документам.

Естественно, при создании карты выявились некоторые особенности и закономерности.

До екатерининских времён в Саратове, очевидно, преобладали захоронения при церквях (в ограде). Здесь важно подчеркнуть, что это не были кладбищенские церкви, характерные для позднего периода. Типичная картина XIX в. - выделение земельного участка под кладбище и строительство на нём церкви или часовни, где отпевают и поминают усопших. Типичная картина XVIII в. - погребения при приходских церквях. В связи с этой особенностью крупных кладбищ в Саратове в первое столетие его существования на нынешнем месте не было, а вот небольшие группы захоронений встречались достаточно часто. Точно удалось установить, что погосты были при:
- Троицком соборе (Музейная площадь)
- Казанской церкви (угол улиц Лермонтова и Валовой)
- Церкви Рождества Богородицы (угол Чернышевского и Московской)
- Крестовоздвиженском женском монастыре (улица Лермонтова)
- Спасо-Преображенской единоверческой церкви (угол Московской и Соляной)
Наверняка небольшие погосты были и при других церквях. Повсеместное соседство мёртвых и живых современному человеку может показаться поразительным. Из пяти перечисленных выше церквей четыре располагались в квадрате со стороной примерно 400 метров.
Единственное кладбище начала-середины XVIII в., которое было близко к современному пониманию этого термина, находилось у Московских ворот (пересечение современной Московской и Октябрьской улиц), сначала внутри городских стен, а затем - снаружи. К сожалению, количество похороненных на нём определить не представляется возможным, поскольку даже точные его границы и время использования неизвестны. В середине XIX века его уже не существовало. Возможно, если это кладбище было достаточно велико, моё предположение о преобладании прицерковных погребений в доекатерининском Саратове окажется неверным. 

С погребением при городских церквях российские власти пытались бороться с петровского времени. Ещё в 1721 г. эту практику попытались пресечь, сделав исключение лишь для "знатных персон", однако указ соблюдался не строго. Время решительных мер пришло после московского чумного бунта 1771 г. В 1772 г. "оградное" погребение запретили повторно, а контролировать соблюдение запрета стали строже.

С этого времени появляется чёткая закономерность: в Саратове всегда существует несколько кладбищ, из которых одно - самое крупное по площади и числу захоронений, а остальные либо расположены на дальних окраинах и не имеют общегородского значения, либо отличаются от главного по конфессиональному признаку. "Основным" саратовским кладбищем последовательно были:
- Ильинское (конец XVIII в. - 1840-е гг.)
- Воскресенское (1840-е - 1970-е гг.)
- Старое Елшанское (1970-е гг. - 2006 г.)
- Новое Елшанское (с 2006 г.)
Разумеется, процесс утраты значения никогда не был одномоментным. Например, Ильинское и Воскресенское кладбища сосуществовали в 1830-х - 1840-х гг. Старое Елшанское закрыто уже более десяти лет, но сохраняется возможность подхоронки родственников (кажется, что такое возможность сохраняется до сих пор даже на Воскресенском).

Несмотря на переход к модели больших кладбищ, погребение при церквях окончательно не исчезло и в XIX в. Однако теперь в прицерковных склепах хоронили только священнослужителей, церковных благотворителей и других неслучайных людей. Интересный пример гибрида обеих моделей - кладбище при Спасо-Преображенском мужском монастыре, существовавшее в 1820-х - 1920-х гг. Погост был не очень велик (пишут о примерно 200 захоронениях) и очень престижен, погребение там свидетельствовало о высоком социальном статусе усопшего и его близких. Это подчёркивалось ещё и тем обстоятельством, что совсем недалеко (меньше, чем в километре) располагалось общеупотребительное Воскресенское кладбище.

К середине XIX века вокруг Саратова сформировался целый кладбищенский пояс. Граница города тогда проходила примерно по линии нынешней Большой Садовой улицы, и сразу за ней стали появляться новые некрополи. Крупнейшим из них было, конечно, Воскресенское, занявшее низменный участок между отрогами Лысой и Соколовой гор.
На склонах Лысой горы расположилось сразу пять кладбищ - Еврейское (появилось позже остальных, уже в начале XX в.), Старообрядческое, Католическое, Лютеранское и кладбище Преображенского монастыря. Интересно, что целых непрерывных кладбищенских территорий было меньше. Иудейское и старообрядческое кладбище примыкали друг к другу вплотную, а католическое и лютеранское были, по сути, участками одного кладбища. Всё это скопление некрополей разместилось довольно компактно. Пеший путь от Еврейского, самого южного, до Воскресенского, едва ли занимал более получаса. На другой окраине города, на Соколовой горе, появились кладбища татарской и еврейской общин (еврейское на этом месте просуществовало относительно недолго).

Большинство дореволюционных захоронений до нашего времени не сохранилось. Общим местом стало обвинение в этом большевиков, и это обвинение, конечно, обосновано. Однако надо заметить, что земли самых старых кладбищ ушли под застройку ещё при царе (например, бесследно исчезло кладбище у Московских ворот, а часть Ильинского застроили уже к середине XIX в.). При советской власти были полностью уничтожены Ильинское кладбище, холерное кладбище "Красный крест", располагавшееся несколько южнее Ильинского, некрополь Преображенского монастыря, а также все прицерковные захоронения. Уже после войны было варварски разрушено лютеранско-католическое кладбище. Сохранились Воскресенское, Еврейское, Старообрядческое и Татарское. При этом сохранность самих территориальных комплексов, разумеется, не означает сохранности всех захоронений. Например, на Воскресенском, основанном в 1836 г., самое старое сохранное надгробие датируется 1863 г., на Еврейском - 1920-ми, а по оставшимся двум у меня данных нет. Могилы забывались, терялись, надгробия разрушались, и вполне можно говорить о том, что на одной и той же территории сменилось несколько "поколений" погребённых. 

Если резюмировать всё написанное выше, то выводы получаются самые неутешительные. Саратову 427 лет. На нынешнем месте город существует почти 350. Самым ранним из сохранившихся захоронений - примерно 150 лет. О массовой сохранности можно говорить только для последнего века. Таким образом, люди, населявшие город на протяжении трёх веков, в физическом смысле исчезли бесследно. Рассеялись, растворились, скрылись под городской застройкой. Чьи-то останки были просто выкопаны и выброшены (типичная история для раннесоветского периода). Чьи-то так и лежат в абсолютном забвении, когда могильное место есть, но ни креста, ни надгробия не сохранилось и идентифицировать погребённого нет никакой возможности (кажется, это распространённая история для Воскресенского кладбища, хотя подробной статистикой не располагаю).

После революции Саратов быстро рос. В черту города попадали бывшие пригородные деревни, а с ними - и их погосты. Я знаю таких четыре - Рокотовское, Мочиновское, Увексое и Поливановское. Возможно, их было больше. Судьба этих кладбищ сложилась по-разному. Увекское и Рокотовское (наиболее крупные) действуют до сих пор. Увекское в последние десятилетия стало своеобразной альтернативой старому и новому Елшанским для жителей Заводского района. Дело в том, что новые основные кладбища находятся на северной окраине города, и для жителей окраины южной Увекское оказывается гораздо ближе. С Рокотовским кладбищем случилась удивительная история - в какой-то момент оно исчезло из ведения городских властей и как бы перестало документально существовать. В результате этого к концу девяностых годов Рокотовка приобрела не слишком лестную славу места, где можно закопать кого и как угодно без лишних вопросов. Не знаю, решилась ли эта проблема сейчас, но сайты ритуальных агентств упоминают кладбище как действующее. Мочиновское и Поливановское кладбища оказались заброшены и по большому счёту забыты, но целенаправленно их никто не разрушает.

В годы войны Саратов был прифронтовым городом, в городе оказалось много эвакогоспиталей. Умерших от ран хоронили на Воскресенском кладбище. После войны в городе появилось два лагеря военнопленных, большинство из которых были немцами или венграми. Пленные строили Ленинский и Заводской районы, там же и жили. Там же появилось и два небольших кладбища. В девяностые годы правительство Германии проделало большую работу по обнаружению и вывезению останков, и сейчас могилы на бывших кладбищах пленных пусты. Об истории этих мест напоминают памятные кресты и камни с надписями на немецком и русском языке.

После превращения Воскресенского кладбища в мемориальное городские власти выбирают для устройства новых кладбищ огромные равнинные участки на северо-западной окраине города. Площадь Старого Елшанского кладбища - более 115 га, Нового Елшанского - 174 га (для сравнения: Воскресенское, по старым временам считавшееся очень большим, занимает всего 57 гектаров). Новое Елшанское было открыто в 2005 г., закрытие ожидается примерно в 2030-м. Внешний вид нового кладбища разительно отличается как от старых больших типа Воскресенского, так и от современных окраинных типа Рокотовского. Мир живых надёжно отделён от мира мёртвых безлесной степью, пыльной летом, снежной зимой. Пешком на новое не добраться ниоткуда (4 километра от последнего городского жилья, 15 от центра). Само кладбище рационально расчерчено на участки. Между участками - пустыри, которые быстро заполняются новыми могилами, потому что пустыри - это тоже участки, но пока не задействованные. Деревьев мало, но много сорной травы, так же, как в степи за оградой. Видно окрестные сооружения на несколько километров в любую сторону. Бывает мёртвый ветер, а бывает мёртвый штиль. Непохожие покойники лежат похожими рядами под похожими памятниками, потому что то ли выбор в городе не очень большой, то ли какое-то подобие моды. На Старом Елшанском кладбище около 350 тысяч захоронений, на Новом будет, наверное, в полтора раза больше, судя по площади. Во всём Ленинском районе, где находится старое кладбище, живёт 275 тысяч человек. В Саратовском, где находится новое, - 50 тысяч. Так что мёртвое население этих районов больше, чем живое.

Карта с описанием кладбищ доступна тут

Сказали "Спасибо!"


Комментарии

Еврейское кладбище в завокзальном поселке возникло вскоре после октябрьской революции, у него есть интересная особенность - многие памятники несут на себе не очень хорошо зашлифованные имена прежних владельцев с отнюдь не иудейскими именами. Старое же еврейское кладбище до наших дней не дошло, на его месте нужный памятник. 

Тема хорошая, но на карте не хватает:

a)Мест массового захоронения расстрелянных ЧК/НКВД

b)Старого иудейского кладбища

c) "Цыганского" кладбища

d)Одного старого кладбища под спортобъектом эпохи правления ДФ

e)Старого кладбища под известным кооперативным домом.

f)Эпидемиологических захоронений, кроме холерных кладбищ (по крайней мере одно известно)

g)Золотоордынских кладбищ Укека.

 

   

Не хватает тогда и  старообрядческого кладбища возле Ильинского моста в 1 квартале (1845 г.), уничтоженного  и застроенного обывательскими домами.

И старого "немецкого", в том же районе. Но я так понял автор про них либо не знал, либо  объединил одной точкой.

Автор про них знал, объединил одной точкой. По границам, структуре и хронологии исчезновения Ильинского кладбища много разных данных, пытаюсь сложить их в единую картину.
Что касается немецких захоронений, то Минх выделил немецкие участки на "Красном Кресте", а из его описания Ильинского я не смог понять, были ли немецкие могилы как-то сгруппированы или рассеяны по территории кладбища (второе возможно, например, если похороненные были немцами по национальности, но православного исповедования).

Еврейское кладбище у подножия Лысой горы вроде бы еще с 1840-х: http://elsso.ru/cont/cul/1111.html. См. также http://oldsaratov.ru/comment/89245#comment-89245.

Сильно в этом сомневаюсь по следующим причинам: 1)не помню, чтобы оно было обозначено на картах до 1917 г., в то время как еврейское на Соколовой горе обозначалось. 2)не видел на еврейском кладбище захоронений дореволюционного периода.

Обозначалось: http://oldsaratov.ru/forum/saratov-20-y-vek и http://oldsaratov.ru/forum/plany-saratova-19-veka (3-й рисунок). Что дореволюционные захоронения не сохранились - ничего удивительного.

ArtAga, при всем уважении к Вам, не обозначено на этих картах именно "иудейского" кладбища, территориально да, кладбище есть, но это участок старообрядческого, поверх которого сокрее всего и было устроено современное иудейское. А вот иудейское кладбище на Соколовой горе, обозначено например в плане 1870 года. 

Да, кладбища не подписаны, поэтому сложно сказать. Однако Валеев должен же был откуда-то взять 1840-е...

Полагаю, что Валеев немного запутался, при составлении сборника. В одном из первоисточников, которыми он пользовался (а именно - первый выпуск очерков истории Саратовского края, 1893 г.и.), приводится такой текст: "В сороковых же годах переведены кладбища иностранных вероисповеданий, а также татарское и еврейское на нынешние их места". Т.е. Соколовая гора, где они очень четко обозначены на карте например 1881 года. 
 

Ясно, спасибо.

Пожалуйста!

Спасибо!
Я на карте обозначил старое иудейское кладбище, а к новому приписал, что вероятное время возникновения - начало XX века. А известны ли вам причины такого переезда? Обычная история с заполнением старого участка здесь вроде бы не годится.

Нет, причин перевода не встречал нигде. 

Кстати, есть ещё два косвенных аргумента в пользу того, что еврейское кладбище за вокзалом появилось после революции:
1. На карте 1912 г. (http://www.etomesto.ru/map-saratov_staraya-karta) группа кладбищ на склоне Лысой горы подписана как "Инославныя". Как инославных могли обозначать католиков, лютеран и (возможно) староверов. К иудеям скорее применяли бы термин "иноверные".
2. Мусульманское кладбище на дореволюционных планах часто помечалось полумесяцами, то есть крест не был универсальным топографическим обозначением для кладбища. Следовательно, если кладбище за вокзалом было бы иудейским, можно было бы ожидать, например, могендовид, как на современных картах. Однако на всех дореволюционных планах этот участок помечен именно крестами.

Другая загадка - на планах рубежа веков и старого еврейского кладбища на Соколовой горе уже нет (только мусульманское), и новое ещё не обозначено.

Еврейское кладбище на Соколовой горе у "Журавлей", о котором стыдливо помалкивают уже обсуждали.

На Католическом и Лютеранском кладбище неплохо обустроились не в стародавние времена, а в недалекие 60-е, и также стыдливо помалкивая, толкуя о лишней хромосоме духовности (министр культуры).

Наложил карту 1942 года с отмеченным Католическим и Лютеранским кладбищем на Google Earth.

Да, личности с лишней хромосомой духовности очень хотят, чтобы все было забыто как можно скорее. Но как бы они не старались, как бы не уверяли себя и других, что "не осталось и следа", что "было в незапамятные времена", история все равно против них. От того же лютеранского и католического кладбища следов осталось гораздо больше, чем им хотелось бы. До сих пор сохранились каменное двухэтажное административное здание, каплица в перестроенном виде (которую так и не смогли сломать), в переулках завокзалья можно встретить надгробные памятники, а некоторые из них переехали на иудейское. Но не обращает никто внимания на такие детали. Им же сказали: "Давно, нет и следа". 

А есть ли фотографии этих объектов (каплица, адм. корпус немецкого кладбища и т.д.)?

Несколько лет назад здест же было интересное обсуждение этого кладбища, где житель завокзального поселка, ориентирующийся в том районе, привел текст о месторасположении объектов. Обсуждение потом было удалено, однако я успел сохранить. Приведу цитату оттуда, с адресами:

"Часовня была в послевоенные годы перестроена под жилой дом(перекрыли крышу,убрали всю атрибутику,разделили перегородкой)...2 раза там был пожар(горела крыша и деревянная пристройка). После 2 пожара хозяйка съехала куда-то,а жители "стрелки" потащили сюда мусор,завалили все и вся,свиньи.. В 1996 году дом купил Рxxxx Рxxxxxx Кxxxxxxx,мусор вывезли,укрепил треснувшие стены часовни швеллерами и построил коттедж....Даю координаты 1 светланский проезд дом5. напротив этого дома находится коттедж,внутри которого стены часовни(завокзальный поселок дом 35). Если спускаться по 4 украинскому вниз до 1 светланского,а дальше по проулку(его нет на картах) до дачной улицы,то на пересечении этого проулка и дачной стоит справа- кладбищенская сторожка,этоу домику лет 150."

У себя фото этих зданий не нашел. Каплица переделана совсем, а "сторожку" можно увидеть пройдя по улице Дачной, напротив многоэтажки, она из красного крипича. У меня еще собраны воспоминания жителей этой "сторожки", но они вряд ли будут интересны. 

Фото памятников из Завокзального поселка прикреплены в моем предыдущем сообщении, последнее фото там с иудейского кладбища - зашлифованные имена предыдущего "владельца". 

Кстати, что конкретно вы имеете в виду под c, d, e, f? А в Укеке раскапывали золотоордынские кладбища, известно их местонахождение?

По Укеку, есть схема городища Ф.В, Баллода, с обозначениями местоположения кладбищ, 
А по объектам:

с) застроенное кладбище на ул. Орджоникидзе.

d) кладбище в устье Глебоврага, застроенное "Звездным" и "Юностью"

e) то, на котором построили ЖСК "Береза", что на Вольской, 

f) застроенное домом Шомбурга небольшое кладбище, "кости в рогожах, залитые известью"  

Спасибо. А откуда о них известно? "В устье Глебоврага" - странное место для кладбища, разве оно не размывалось бы ежегодно по весне?

Да, у меня тоже есть сомнения на этот счет. Однако, про вскрытие и уничтожение старого кладбища на месте спортобъектов известно со слов очевидцев, в интернете это тоже где то проскальзывало. На плане Саратова 17 века, составленном Кротковым Казанская церковь с кладбищем располагаются вынесенными за городской вал, на западном склоне Глебоврага. Если считать улицу Валовую соответствующей местоположению вала, то получается, что Казанская церковь с кладбищем располагались на территории охватывающей в т.ч. СК Юность. Также, на плане Кроткова обозначенно еще одно кладбище в той же локации - кладбище Богородского монастыря, находившегося на противоположном (восточном) от Казанской церкви склоне Глебоврага 

Андрей, Казанский погост у меня на карте был отмечен сразу, правда, метку я поставил на месте самой Казанской церкви (последней, разрушенной в советское время). Вопрос в том, насколько велик был этот погост - то есть были ли это оградные захоронения (такой вывод можно сделать из статьи Семёновых) или сравнительно большое кладбище. В то, что могилы были прямо под "Юностью", слабо верится - там же всё должно было затапливаться и размываться каждый год.

Спасибо за комментарий!
a) Знаю только про захоронения на Воскресенском. Где ещё есть такие места?
b) Добавлено.
с) Это то, что по Новоастраханскому за городом? Могли бы рассказать поподробнее о нём? Сам там не был, вообще ничего о нём не знаю, кроме того, что вроде существует.
d) Прокомментировал ниже. На карте есть Казанское кладбище и вот сейчас добавил монастырское, с противоположной стороны оврага. В существовании кладбища посередине оврага сомневаюсь.
e) Если вы про "Берёзку", то это же часть Ильинского кладбища, оно отмечено.
f) Расскажете? Знаю ещё про одно холерное, но точно локализовать пока не смог.
g) Сознательно не добавлял, хочется ограничится исторически преемственной территорией современного правобережного Саратова. Укек - очень интересно, но отдельная тема, мне кажется.
 

a) Крупное захоронение (но думаю, его можно отнести к Воскресенскому кладбищу) находится в Глебучевом овраге, в его части лежащей между Воскресенским кладбищем и Пугачевским поселком (подробнее с ссылками см. мою тему на этом форуме "Саратовский расстрельный овраг"). Еще одно крупное захоронение находится в Октябрьском ущелье, на месте особняка Аяцкова (с его же слов, по ссылке: http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=8&article=23012017202203&oldn...

с) У меня есть сведения о застроенном цыганском по улице Орджоникидзе, в месте ее перехода в Чернышевского, между домами 121/123/125, Ссылок нет, со слов очевидцев. По новоастраханскому шоссе это не армянское? Я был на нем всего один раз, оно кажется ближе к Усть-Курдюму, возможно даже уже не Саратов. 

f)  Одно по ул. Шевченко приблизительно д.22, 24, еще одно пересечение Горького/Мичурина, принадлежность к эпидемическим из особенностей захоронения - пересыпка известью. (очерк Духовникова о саратовских кладбищах, 1893) . 

Посмотрите очерк Духовникова "К истории топографии Саратова", в сборнике "Саратовский край. исторические очерки, воспоминания, материалы" 1893 г.и. Кажется можно найти в электронном виде на сайте ЗНБ СГУ, там достаточно много информации по кладбищам и отдельным вскрытым захоронениям.  

По ссылке на "Богатей" ничего нет, увы... С Усть-Курдюмом вы что-то напутали, это противоположный выезд из Саратова. Видимо, имеется в виду вот это: https://goo.gl/maps/gkXps5wwaws, но, кроме точки на карте, другой информации найти не удалось.

P.S. Ссылка на тему "Саратовский расстрельный овраг": http://oldsaratov.ru/forum/saratovskiy-rasstrelnyy-ovrag.

Очень странно, у меня тоже по ссылке получается пустая страница, хотя через другой браузер открывается :-) Дублирую ссылку еще раз: http://www.bogatej.ru/?chamber=maix&art_id=8&article=23012017202203&oldn...

Если переход не удается, то вот текст: "По утверждению экс-губернатора, на этом месте захоронены останки жертв сталинских репрессий – саратовцев, расстрелянных в конце 1930-х годов местными чекистами. «Чекисты в своё время там расстреливали невинных людей. И когда рыли котлован, эти останки находили. Это было самое глухое место в городе Саратове, куда вывозили, в это ущелье, и расстреливали. Невинно осужденных. Так называемых врагов народа в кавычках. Думаю, тут необходимо производить перезахоронения», – рассказал изданию Дмитрий Фёдорович в сентябре этого года." 

Спасибо, теперь открывается. Потрясающе, конечно, - пока особняк строили, помалкивал, а тут вдруг опомнился. Хотя, может, и врет.

Не за что! Вы посмотрите какой в этом особняке интерьер, особенно фото 17, 18, 20 http://nversia.ru/rubric/view/id/4789

Вообще может конечно это и обман, но мне кажется правдоподобным, с точки зрения так сказать логистики процесса место удобное - не очень далеко, но втоже время изолированно, в 20-30е гг санатория не было, равно как и жилых домов поблизости, участок на карте 1934 помечен как дачи.  

Очень правдоподобно! Разговорился, чтобы построенное непосильным трудом никому не досталось. Интересны сведения о расстрелах и захоронениях на задах РУЖДа.

Может случиться как с Левашовской пустошью под СПб - расстрельном полигоне НКВД-МГБ, который охраняли до 1989 года и отрицали расстрелы до последнего. Ученые ЛГУ проводили экпедиции, обнаружили скопления белка под землей - но власти продолжали все отрицать. А после путча в 1991 году все документы обнаружились (кто, кого, когда и как). Сейчас там мемориал.

Виктор, а вы имеете в виду захоронения во внутреннем дворе РУЖД или  на близлежащих застроенных территориях?  

Про здание РУЖД знаю только из статьи "Тайна подземных ходов Саратова", где приводится ссылка на Н.Н. Семенова (https://filinsp.wordpress.com/2013/06/21/тайна-подземных-ходов-саратова/)": "...Во дворе управления был ледяной подвал, куда они зимой водили людей, а обратно не выводили. Действительно, в подвалах управления в те годы массово расстреливали людей. Во дворе же управления находился люк, который вел под землю и соединялся с подвалом..." . 

 

Нет, имел в виду глухую внешнюю стену со стороны снесенной церкви и будущего дома №10, где было удобно закапывать во дворе при церкви.

Да, с фантазией к делу подошли... Тут тебе и египетские мотивы, и мезоамериканские, и индийские. Никогда, правда, не понимал, как в таких интерьерах можно жить.

Видимо, это у них профессиональное. Кремлевские жители вообще имели квартиры в Кремле, т.е. фактически на кладбище...

Ну и что тут такого? У меня корни с 6-го Кладбищенского проезда, к примеру. Кабы там под промзону всех не выселили, до сих пор, может, жили бы, место хорошее. Не так давно ещё адреса были типа "Воскресенское кладбище, дом № Х", пока там улицу не переименовали. Не понимаю этих мистических наклонностей... Если место хорошее, отчего бы не поселиться.

Незаслуженно в работе проделанной обойдено имя Минха. Хотя его исследования легли в основу книг Семеновых, Максимова и других. Статья сканирована и давно выложена на олдсаратов. Скан статьи А. Минха "Кладбища Саратова" из "Саратовских губернских ведомостей" 1881 год№№203 и 205. http://oldsaratov.ru/comment/66167#comment-66167

Спасибо, очень интересная статья. Правда, еврейское и мусульманское кладбище вообще не упомянуты, а католическое и лютеранское - мельком.

Любопытная история о том, как часовня с могилой Панчулидзева оказалась посреди улицы (Б. Сергиевской).

Спасибо!
Внимательно изучил, по итогам нанёс на карту могилы у Спасо-Преображенского (старого) монастыря, также скорректировал свои представления о "Красном Кресте" и Ильинском кладбище. Главное для меня открытие - что "Красный Крест" не создавался как холерное кладбище, и Минх там нашёл множество надгробий 1810-х - 1820-х гг.

А не подскажете ли вы, где точно располагалось упоминаемое Минхом второе холерное кладбище (за Глебучевм оврагом)?

Польские могилы в Саратове. Tygodnik illustrowany  Nr 24, 1909

Уже выкдадывал из этой статьи несколько сюжетов, напр. захоронения у католического собора на Немецкой, не отмеченные на обсуждаемой карте:  http://oldsaratov.ru/comment/104768#comment-104768

 

Кстати, могила графини Белинской, изображённая на фотографии (рисунке?), упоминается в статье Минха в описании кладбища Красного Креста - "у Дегтярного барака (опечатка? - оврага), на углу с Сергиевской улицей", возле кирпичных стен бывшего порохового погреба - cм..прил. файл

 

Спасибо! Захоронения у собора добавил на карту, раньше никогда не слышал о них. Видимо, количество могил там совсем невелико было?

Оперативно! Только почему "их судьба неизвестна"? Уничтожены...

Может кто в курсе, где в католическом соборе был внешний вход в ризницу, у которого  располагались захоронения?

Только почему "их судьба неизвестна"?

Так документа нет. holden-k - историк профессиональный, блюдёт научный метод.

Документа о чём?

О  том, что с этими захоронениями произошло, вестимо. Сейчас могилы не "уничтожены", их не видно, а что именно сделано? Перенесены? Выкопаны и вывезены на свалку? Убраны только памятники, а останки оставлены? Уже уйма вариантов.

На карте метку Еврейского кладбища на Соколовой горе переместите непосредственно на места захоронений между "Журавлями" и "Вечным огнем".

К описанию каждого кладбища рекомендую приложить картинки из старых карт, где они обозначены.

На слушаниях по строительству в прошлом году никто не сказал, что громадный домина будет строится на фундаменте церкви "У Красного Креста" (Иоанно-Предтеченская), разрушенной не в средние века, а в конце 30-х годов 20 века, и на костях погребенных на Холерном кладбище. В комментариях к заметке "ОМ" об этих слушаниях заинтересованный сторонник строительства утверждал, что кладбище было у Ледового Дворца. Если бы кто -нибудь представил картинку на карте, то строительство можно было заморозить.

Федеральный закон от 12.01.1996 N 8-ФЗ:  "Статья 16. 6. Использование территории места погребения разрешается по истечении двадцати лет с момента его переноса. Территория места погребения в этих случаях может быть использована только под зеленые насаждения. Строительство зданий и сооружений на этой территории запрещается."

Два примера на картах приложил.

Метку на Соколовой горе подвинул, спасибо.
Про вырезку фрагментов из старых карт хорошая идея, хоть и технически трудозатратная. Возможно, проще давать ссылки на сами карты в оцифрованном виде.
Думал ешё про контурное наложение, но отказался от этой мысли по двум причинам:
- Границы кладбищ менялись, странно будет показывать одно кладбище в границах 1800 г., а второе - в границах 1900 г. 
- Во многих случаях границы точно нельзя определить ни по картам, ни по литературе. Например, уже Духовникову в конце XIX в. не удалось узнать, где в районе Ильинской площади были старообрядческие захоронения.

Спасибо форумчанке Ruzhanna  , которая любезно предоставила перевод:

Перевод не подстрочный, а более-менее литературно адаптированный

 

Польские захоронения в Саратове

 

Не всегда и не всё, что услышал и увидел, можно было писать и печатать.

В моей вынужденной поездке на восток Европы я остановился в Саратове, где прожил с 1899 до 1902 год. Знакомясь с городом и его памятными местами, бродил я и по городским кладбищам, а было их в то время несколько: католическое, православное, евангелическое, староверов, караимов, субботников (Суббо́тники — иудеохристианское религиозное движение в России, последователи которого соблюдают субботу (подобно иудеям) - Википедия) и татарское. (Кроме действующих кладбищ были также старые, уже заполненные и с некоторых пор не используемые.)

На таком старом православном кладбище, на котором некогда хоронили и католиков, когда еще у них не было собственного кладбища, я нашел гробницы, которые своими надписями привлекли мое внимание. Разобрать надписи было достаточно трудным делом, потому что на заброшенном кладбище была устроена улица, территория разбита на мелкие участки, сдвинуты с мест и перевернуты памятники.

Надгробия, о которых вспоминаю, были в плачевном состоянии, на что указывает фотография, сделанная с натуры. Один лежал за хоздвором, а другой, на середине подворья, служил каменной скамьей.

Когда я случайно туда забрел, на довольно высоком каменном надгробии лежало множество шелухи, и стояли ясли, у которых кормился конь. То, что я увидел (букв. – эта  обстановка) - утрачена одна строка, но по смыслу можно предположить, что  - произвело на меня очень тяжелое впечатление. Палящее солнце жаркого лета сквозь листву дереьвев бросало светлые пятна и тени на эту картину, соединяющую в себе прошлое и настоящее, смерть и жизнь.

В генеалогическом древе Адама Мицкевича ни одного Стефана не было, но однофамилец нашего поэта и питомец Виленского университета как-никак заслуживал памяти хотя бы тех родственников, которые остались в Саратове. Я задумал обновить надгробие, привести его в порядок и установить на достойном месте.

Проникнувшись таким намерением, я возвращался с кладбища и наткнулся на поваленный памятник из цветного полированного гранита. Часть надписи была закрыта травой, но несмотря на это, можно было прочитать польскую надпись, написанную с ошибками:

Под этим монументом почивают останки Ясновельможной Графини Белиники, урожденной княжны Галицкой, супруги надворного коронного маршала все Польши, старостины Гарволинской, родившейся в 1775 г., умершей в 1826 году на 50 году своей жизни.

Костельные акты и история досказали мне остальное.

«Белиники» было ошибочно вырезано вместо «Катажины Белинской», а «княжна Галицкая» - вместо Голицыной, также ошибочно была написана дата, потому что в соответствии с костельными книгами, жена печальной памяти маршала Гродненского сейма с 1793 года, умерла 8 июля 1827 года.

Как гласит надпись, по милости посла Сиверса за заслуги перед Гродненским сеймом Белинский стал коронным надворным маршалом «всей Польши».

Сын Белинских Станислав умер в Саратове 10 июня 1837 года и похоронен по католическому обряду на том же кладбище, но его надгробия я не нашел, только записи в книгах саратовского католического прихода.

Я там также нашел упоминание, что в 1838 году был похоронен  Александр Потоцкий, родившегося в 1795 г. Смерть настигла его в дороге; а 20 апреля 1843 года была похоронена Паулина Шемешова, дочь Евы Фелинской, сестры архиепископа варшавского. Шемешова жила в Саратове, разделяя изгнание со своим мужем Адамом, бывшим студентом философского факультета Виленского университета, и умерла, едва достигнув возраста 33 лет. Эти сведения было необходимо довести до сведения родственников.

Единственным верным решением было перенести памятники на погост римско-католического костела, памятник и надписи обновить, а на памятнике Паулины Шемешовой обновить надпись. Обговорив все это в саратовском польском землячестве и получив там материальную поддержку, я приступил к делу. Я думал, что беспрепятственно получу разрешение властей забрать старые памятники, разбросанные по кладбищам и площадкам старого кладбища. Однако я ошибался: чтобы приступить к вывозу памятников на законных основаниях, без нарушения захоронений, которым несколько десятков лет, я должен был получить разрешение губернатора, православного консистора и археологической комиссии (никогда не действовавшей).

После того, как я уладил все неизбежные формальности, на что потребовалось несколько недель, памятники были сняты с постаментов, на которых стояли три четверти века, и отвезены каменщикам. После реставрации памятники были установлены на кирпичном постаменте во внутреннем дворе костела возле входа в ризницу и окружены металлической оградкой. Над памятниками, с разрешения местного настоятеля костела и впоследствии епископа графа Ежи Шембека и его преемника ксендза каноника Штанга, я установил две каменные надгробные плиты.

1901 г.

В уважение памяти умерших отреставрированы надгробия светлейшей пани Катажины Белинской, жены маршала Гродненского сейма с 1793 г., а также Стефана Мицкевича, врача, выпускника Виленского университета, перенесенные со старого общего кладбища над Волгой.

 

Другая плита, установленная рядом с первой, гласит:

 

 

Святой памяти

Паулина Шемешова

дочь Эвы Фелинской, сестра Зигмнта, архиепископа Варшавского, будучи 33 лет, скончалась в Саратове 18 апреля 1843 года, похоронена на старом кладбище над Волгой, где до 1846 года хоронили и католиков.

Плита 1901 года установлена на средства польской колонии.

 

Когда все уже было готово, памятники после траурной мессы были освящены и переданы под надзор костела. Стоимость составила 69 рублей 30 копеек, которые мы сами собрали. В сборе средств помогали господа доктор Узембло, Станислав Рошковскиий, инженеры Х. Цывинский и Т. Бялостоцкий, одни из активнейших членов польской колонии в Саратове.

Пусть родственники, волей судьбы покинувшие родину, помнят и заслуженную фамилию Фелинских, и то, что в Польше когда-то был сейм во главе с маршалом, что был Виленский университет, были родственники, которые здесь жили, тосковали, умирали...

Лучше иногда говорить об учреждениях, чем о людях, их создававших и взлелеявших. Я помнил об этом, когда обновлял памятник супруги маршала Гродненского сейма.

Теперь заглянем на новое кладбище, на котором с 1846 года хоронили  уже только католиков. На надгробиях преобладают немецкие надписи, потому что католики-немцы составляли большинство в приходе. Однако, встречаются, кроме польских, и русские, и французские надписи. Словом, вроде бы взгляду открывается всеобъемлющая толерантность, только вот приглядевшись, мы видим, что на некоторых деревянных крестах некоторые вырезанные надписи были залеплены замазкой. Со верменем она или отвалилась, или потрескалась, и стала видна надпись: «Святый Боже, помилуй народ твой, страждущий на земле, и души умерших в неволе». Поляк Томаш Будны из Плоцка, а также Миколай Рыхнелик из Кракова, Алоизий Доброслав Ольский из Ловицкого, Мартин Грызецкий из Галиции, анджей Серадски из Мазовша — все умерли в шестидесятых годах прошлого (т. е. XIX) столетия, всем поставлены такие кресты. И это тоже страница истории деяний нашего народа...

Спасибо, не обратил внимания на перечисление кладбищ. Если автор не путает, было ещё и отдельное караимское (на них черта осёдлости не распространялась).

Отлично! Спасибо большое за перевод!
Получается, что во дворе были только надгробия, самих могил не было.
Интересно, откуда они были перенесены. Скорее всего, с "Красного Креста", потому что на Ильинском к тому времени вряд ли что-то оставалось, да и время некоторых захоронений - поздновато для Ильинского. 

Да, точно с "Красного Креста". Посмотрел у Минха - он видел надгробие Белинской на этом кладбище.

Здравствуйте!
Во-первых, всем большое спасибо. Я рад, что мой пост вызвал такое интересное обсуждение.
Во-вторых, текст не задумывался как что-то всеобъемлющее и энциклопедическое, а только как небольшой комментарий к карте. Поэтому в нём много пробелов - о чём-то (о многом) я не знал, а о чём-то знал, но не написал. Очень благодарен за дополнения и поправки, часть уже внёс, часть ещё внесу.
В-третьих, предлагаю автору темы убрать текст и оставить только ссылку на пост, потому что текст там уже отредактирован и наверняка будет изменяться ещё.

я обновил текст. Как только он будет окончательно откорректрован, Вы мне скажите и я поменяю ещё раз, хорошо?

Старое Елшанское закрыто уже более десяти лет, но сохраняется возможность подхоронки родственников (кажется, что такое возможность сохраняется до сих пор даже на Воскресенском).

На Воскресенском кладбище разрешено захоронение урн с прахом, - ответил Шулекин. -

Более полная информация: https://news.sarbc.ru/main/2017/03/02/195903.html 

 

Еще не нанесено кладбище раскольников

И кладбище выше улицы Соколовой

 

Интересно, почему одно - "старообрядческое", а другое - "раскольничье"? Поповцы и беспоповцы? Или единоверцы и все остальные?

Староверы – это те, кто придерживаются старой дохристианской Веры.
Старообрядцы – это те, кто придерживаются старого обряда в христианской церкви. 

старообрядцы--это христиане -правоверные. которые не приняли никонианство, т. е реформу Никона в 17 веке, раскольники последователи Авакума, гонимые, вынуждены были скрываться в скитах и скуфах.

________________

из дела о раскольниках:

ГАСО 135.1.2053

Рапорт священника Дубовского посада Волковского об отобрании раскольничьих книг  у отставного казака Касицина (Косицын)

Начато 21 февраля 1847

Кончено 25 июля 1847 г

Рапорт

19 ноября проходя мимо  дома удельного крестьянина раскольника  поповской секты  Аникея Морозова увидел много людей, раскольников и христиан.

Войдя в избу нашел, что удельный крестьянин Иван Полушкин, Андрон Морозов, отставной  казак Иван Касицын  отправляют погребение по расколу

 

Ну, первое - это современная неоязыческая выдумка, а вообще все три слова, по сути, синонимы, почему и непонятно такое разделение на "старообрядческое" и "раскольничье" кладбища.

Пётр сделался гораздо строже к староверцам.

Вместе с тем с годами часть староверов все же стали употреблять термин «старообрядцы». Причем, как указывает известный староверческий писатель Павел Любопытный (1772–1848) в своем историческом словаре, наименование староверцы более присуще безпоповским согласиям, а «старообрядцы» — лицам, принадлежащим к согласиям, приемлющим бегствующее священство.

И действительно, согласия, приемлющие священство (белокриницкое и беглопоповское), к началу XX века вместо термина «староверы, «староверцы» всё чаще стали употреблять «старообрядцы». Вскоре наименование старообрядцы было закреплено на законодательном уровне известным указом императора Николая II «Об укреплении начал веротерпимости». Седьмой пункт этого документа гласит:

Присвоить наименование старообрядцев, взамен ныне употребляемого названия раскольников, всем последователям толков и согласий, которые приемлют основные догматы Церкви Православной, но не признают некоторых принятых ею обрядов и отправляют свое богослужение по старопечатным книгам.

Однако и после этого многие старообрядцы продолжали называться староверами. Особенно тщательно сохраняли это название безпоповские согласия. Д. Михайлов, автор журнала «Родная старина», издаваемого староверческим кружком ревнителей русской старины в Риге (1927 г.), писал:

О «старой христианской вере» говорит протопоп Аввакум, а не об «обрядах». Вот почему нигде во всех исторических постановлениях и посланиях первых ревнителей древлего православия — нигде не встречается наименования «старообрядец"

http://fresh-news.org/politika/295621-kto-takie-starovery.html 

 

Интересная статья:

С конца ХVIII века пределы Саратовской губернии были заселены разного толка раскольниками, многие из которых приехали из Польши вследствие указа императрицы Екатерины II. В это время здесь ещё не было ни самостоятельной епархии с центром в Саратове (она была образована только в 1828 году), ни тем более достаточного числа духовенства для успешной миссионерской деятельности на обширных степных пространствах.

https://rusk.ru/st.php?idar=79120 

Значит, действительно, "старообрядцы" - поповцы, а "раскольники" - беспоповцы.

"Староверы" - это, безусловно, не "современная выдумка", об этом даже источники примеров в викисловаре указывают.

Я имел в виду - в том значении, которое указала Надежда:

Староверы – это те, кто придерживаются старой дохристианской Веры.

А. Ну так бы и писали - долбославие, сразу понятно...

Что значит " урн с прахом" - кремировать везут В Москву или СПб?

Да, или исполняя волю покойного, жившего не в Саратове, но  пожелавшего покоиться  рядом с родными...

Ближайший - в Волгограде.
 

Про кладбище на Соколовой тоже ничего не было. Современное место - 2-го Радищевского проезда к Мясницкому оврагу. А что за карта? 

Это не карта , это план города 1812 года, но с корректировкой 1840-х , полагаю

http://oldsaratov.ru/comment/119076#comment-119076

Спасибо!
Это кладбище добавлено. Это как раз то кладбище, которое упоминал Минх, и которое я сначала не смог локализовать (спасибо Надежде). Ещё один вопрос по нему - Духовников упоминает застроенное кладбище в Масленниковском посёлке. По всем признакам (использовалось в начале XIX века, закрыто после холеры) это то же самое кладбище. Прав ли я или было ещё одно, севернее?

Надежда, получается, что раскольничье кладбище находилось на территории современного еврейского?
Я уже не раз встречал на старых картах такое совпадение. Кстати, кроме этих двух, сохранившихся в близких к современных границам, был ещё один смежный участок севернее, сейчас застроенный. 
См. об этом в статье Игоря Сорокина: http://tektonika-plus.ru/post/gorod/84/gorodskie-progulki-progulka-vtora...

Утверждать не возьмусь, но очень на то похоже.

По всей видимости еврейское кладбище на Соколовой горе было заброшено в середине 1850-х, когда кипели страсти т.н. Саратовского дела и кладбище подверглось осквернению. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%B0%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%BE%D0%B2...

Собрал все что смог найти в одном месте http://wiki.oldsaratov.ru/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%B...

Ещё добавлю к информации об осквернении. Духовников пишет, что осквернено было не только еврейское, но и мусульманское кладбище:

"На самой Соколовой ropi, были еврейское и татарское кладбища, которыя въ одинъ изъ сухихъ I850 годовъ разгромили горные жители: невежественная Саратовская чернь приписала засуху тому, что эти кладбища были выше крестовъ православныхъ церквей" (Духовников, с. 150)

http://forum.vgd.ru/post/706/38291/p1224223.htm#pp1224223

САРАТОВСКОЕ ДЕЛО 1853 г. (“УМУЧЕННЫЕ ОТ ЖИДОВ”)
Харьков, 1911 г.

Брошюра “Умученные от жидов” Г.Г. Замысловского была издана в Харькове в 1911 году, став библиографической редкостью. 
Она была репринтно переиздала в 1990 году, печаталась также в волгоградской газете “Колокол” № 24 за 1993 год. 
Брошюра не потеряла своей научной ценности, поскольку имеет отношение к истории Саратовского края.

Если бы оно было заброшено в 1850-х, то вряд ли обозначалось бы на картах 30-40 лет спустя. Я вот думаю, не было ли там какого оползня в начале 20 века...

Судя по отсутствияю оползневых сбросов в этой части Горы, в том числе и на старых снимках, в отличие от Затона, она стабильная.

Про Католическое кладбище тоже собрал всю информацию воедино, добавляйте если что пропустил

Всем спасибо большое за дополнения!
Внимательно изучил Минха и Духовникова (спасибо Андрею, на сайте ЗНБ действительно нашлась оцифрованная версия), существенно доработал карту как по количеству меток, так и по описаниям. Сопроводительный текст переработаю позже.

Осталось несколько мест, по которым не удалось собрать достаточно информации, прошу помощи.

Захоронения, упомянутые в литературе:
- Захоронения при раскольничьих скитах в Мячевом, Баранниковом, Маляринском буераках. Упоминаются у Духовникова. Можно ли найти точные данные по расположению хотя бы самих скитов?
- Захоронения на месте дома Венценосцева на Бабушкином взвозе. Известно ли точно, где находился этот дом?
- Кладбище "Ограда" севернее Белоглинского оврага. Упомянуто и у Минха, и у Духовникова. Можно ли локализовать как-то точнее и определить время захоронений?
- Чумные захоронения. Где хоронили жертв эпидемии 1807-1808 гг.? Мне удалось найти данные, что их было 91 (Васильев К. Г., Сегал Л. Е., История эпидемий в России (материалы и очерки). М., 1960). Атрибуцию захоронения на углу Александровской и Малой Сергиевской как чумного убедительно опроверг ещё Духовников.

Захоронения, отрывочно упомянутые в комментариях, современной прессе и т. д.:
- Кладбище на месте (или в районе) стадиона "Волга". Известно ли что-то о нём?
- Цыганское кладбище в конце улице Орджоникидзе, упомянутое Андреем.
- Цыганское кладбище по Новоастраханскому шоссе, упомянутое на картах "Гугла".
- Какие-то загадочные лесные кладбища в районе 3-й Дачной и "Лесной республики" (возможно, одно и то же). Есть ли о них достоверные данные или это городские легенды? Про кладбище военнопленных знаю, это не оно.
 

 

 

По раскольничьим скитам: Мечев буерак - топоним сохранен, это Мечев овраг в районе первой дачной, от улицы Саперной в гору. Баранников буерак - Смирновское ущелье. Маляринский не знаю. Также скиты были в Октябрьском ущелье. Скиты в Мечевом находились в глубине оврага, врезанном в горную часть, также и в Октябрьском ущелье. Про Смирновское не знаю, возможно есть в "Атласе Рима".

По "Ограде" - вроде бы в районе 62 лицея и в юго-восточном направлении, а времена захоронений - первая половина 19 века. Еще одно кладбище в районе дачи Панчулидзева. Завтра напишу подробнее. 

Про лесные мне кажется похожим на городскую легенду. Расскажите подробнее про источник информации?

 

1. По буеракам. Спасибо большое! Нанесу метки хотя бы приблизительно (пока невозможно точно локализовать внутри буерака). По Октябрьскому - про скиты знаю, и захоронения при них вполне логичны (если были при других буерачных скитах), но Духовников конкретно про них не пишет. Про Маляринский знаю только из того же Духовникова. Там был скит раскольников-поморцев и могила городского головы Волкова, который был местным лидером этого течения.

2. По "Ограде" Минх пишет вот что: «Кладбище у Ильи пророка существовало еще лет сорок тому назад и занимало гораздо большее место Так часть Бахметьевской и Белоглинской улиц слывет под именем Ограды, так как находилась за Ильинской оградой». Получается, что это уже за оврагом, овраг-то шёл южнее Белоглинской, а Бахметьевская - севернее. А 62 лицей - это как раз основная территория Ильинского кладбища, существовавшая и позднее. Возможно, "Ограда" - это как раз захоронения у "Берёзки"?

3. Про лесные знаю вот что.
3-ю Дачную упоминал "Богатей" в статье "Тайные кладбища Саратова" в 2004 году: "Наряду с запущенными и захламленными старыми кладбищами и недостроенными новыми у города есть другая проблема — незаконные захоронения. Располагаются они в черте города, но, в отличие от восьми муниципальных кладбищ, не состоят на балансе МУСПП "Ритуал". Нелегальные кладбища есть в поселке Поливановка, в районе 3-й Дачной и в поселке Рокотовка. Всего в городе таких мест пять. Некоторые пребывают в запустении, но есть и такие, где захоронения ведутся до сих пор. Характерные приметы нелегальных кладбищ — недопустимая близость к жилым постройкам, отсутствие четких границ, несоблюдение санитарных норм. " Про Рокотовку я точно знаю, а про Поливановку предполагаю, что речь идёт о старых поселковых кладбищах, которые известны и встречаются на картах. Ещё два места не названы, а про 3-ю Дачную не знаю, что предположить.
Про район "Лесной республики" знаю из устных рассказов местных жителей, которые рассказывали про захоронения, связанные с туберкулёзным диспансером. В кладбище при диспансере не верю, но, возможно, это искажённое воспоминание о других местах захоронения - например, о скитских в том же Мечевом буераке.

Не за что!

По второму пункту.

Возможно. И еще дополню по некоторым кладбищам того района. В трудах СУАК упоминается немецкое кладбище, на месте южной стены ильинской церкви. И есть еще описание (у Минха) старого кладбища в расстоянии от нее [ильинской церкви]1/3 версты, оно не огорожено: "одним концом примыкает к большому мосту через овраг, а другим к даче А. Д. Панчулидзева". Дача Панчулидзева это ныне 95 школа (2я Садовая д.23). Только не совсем понятно, мост через какой овраг? Возможно кладбищенский, тогда получается, что оно примыкало к северной конечности кладбища "Красный крест". 

Еще у Валеева есть упоминание, о отдачи части Ильинского кладбища под застройку 161 кварталом - а это участок Шелковичная/Чернышевского/Вольская/берег Волги. По плану 18 века, ильинское кладбище тоже показано протянутым от церкви к берегу Волги в южном направлении. Возможно это старое "немецкое" кладбище.

 

Кстати, отметьте на карте еще часть старообрядческого кладбища, которая сейчас застроена. 

 

 

По Ильинскому сведу все известные данные и попытаюсь, видимо, сделать отдельную схему. 

Андрей, добавил на карту ещё метку для расстрельного оврага, основываясь на вашем посте. 
Поставил у знакомого мне мостика через теплотрассу - проверьте, пожалуйста, тот ли это мостик, который вы имели в виду?

Ещё к истории кладбищ:

Я опять углубился в свои исторический занятая, а в часы отдыха опять стал бродить один по окрестностям Саратова. В одну из таких прогулок я забрел в опустелое кладбище Красного Креста, принадлежащее женскому монастырю. При кладбище жило несколько монахинь и дряхлый, предряхлый священник. Переходя с места на место, я закурил сигару и бросил зажженную спичку; сухая трава тотчас зажглась. Я заметил это только тогда, когда пошел дым и загоралась деревянная решетка вокруг одной могилы. Что тут делать? Еще обвинять в поджигательстве, да еще ссыльного! Слышу— в церкви служат панихиду; я туда, кричу священнику: «Батюшка! горить!...» Священник наскоро отслужил панихиду, разоблачился, позвал сторожей, и они вместе с монахинями и мною принялись тушить пожар. Священник набросился на монахинь: «Это вы все водите сюда своих возлюбленных!» Монахини в слезы; затем он обратился ко мне и сказал: «Хорошо, что вот Бог тебя принес, а то бы совсем пропали!» Таким образом, я еще получил благодарность.

 Автобиография Николая Ивановича Костомарова http://library.sgu.ru/elcol/0524.htm

Из воспоминаний губернатора Фадеева (http://wiki.oldsaratov.ru/wiki/Фадеев_Андрей_Михайлович):

1. что я распустил и избаловал Саратовскую губернию; 2. что все губернии идут в чём-нибудь вперёд, а Саратовская нисколько; 3. что я допустил частного пристава, соучаствовавшего с ворами и разбойниками, оставаться в должности; 4. что я допустил разры­тие в Саратове кладбища — а это сделал Сафронов, вице-губерна­тор; 5. что я избегаю как бы с намерением нахождения моего в губернском городе при затруднительных случаях; 6. что я не­правильно взял прогоны за теперешнюю поездку в Петербург

О какой идёт речь? 

Могу предположить (прямых доказательств не имею, но кажется логичным), что речь идёт о застройке части Ильинского кладбища, между Большой Сергиевской и Волгой. Она должна была начаться в сороковые годы, в период губернаторства Фадеева.
Фадеев вступил в должность в апреле 1841 года. Решение о застройке 161-го квартала относят к 1840 г., но Фадеева вполне могли обвинить в том, что он это решение не отменил, то есть именно "допустил разрытие". 

Кроме того, и другие участки Ильинского кладбища (например, тот, что был недалеко от дачи Панчулидзева) отсутствуют уже на планах второй половины XIX века. Возможно, и их застройка началась уже в сороковые годы?

Если не забуду, посмотрю, что пишет Осятинский по поводу застройки кладбищ. У него довольно распространённая глава о плане 1813-го года и его реализации...

Ничего Осятинский не пишет...

Нашёл информацию, подтверждающую мою версию о том, что Фадеева ругали за застройку Ильинского кладбища. Пишу сейчас отдельный текст про него, там будет.

Я связался с Ириной Вейсман (историком саратовских евреев) и вот что она поведала (привожу цитаты из переписки):

О промежуточном кладбище:

я узнала от члена нашей общины, а она, в свою очередь, узнала от своего папы (т.к. его отец был хранителем "нового" кладбища, жил на территории кладбища в своем домике), что кладбище далее располагалось у подножия Лысой горы на территории около химического училища на Стрелке, рядом с монастырем (Украинские проезды). Этот адрес документально не подтвержден, т.к. книги, с которыми я работала в архиве содержат лишь запись «похоронен на еврейском кладбище Саратова», сделанную правительственным раввином Арием Шульманом, но информации о его местонахождении не дает.

Возникновение нового кладбища на современном месте: 

В краеведческой литературе находим сведения о том, что в 1920-е годы монастырь и кладбище при нем были закрыты.
Очевидно, в то же время закрывается находящееся рядом еврейское кладбище
Книги захоронений, находящиеся в Администрации кладбищ Саратова, свидетельствуют об официальном начале работы кладбища на том месте, где оно располагается сейчас – 1920 год.
В архиве Краеведческого музея найден документ Копия ПЛАНА УЧАСТКАЗЕМЛИ ОТВОДЯЩЕГОСЯ ПОД КЛАДБИЩЕ ЕВРЕЙСКОМУ ОБЩЕСТВУ ГОРОДА САРАТОВА. Подлинный план был составлен февраля 15 дня 1920 года, а копия, с которой мы работали 24.07.1924 года. Место, которое отводится под кладбище, называется ШАТЕР-ПАМЯТНИК имени субботника Аносова. По самому плану очевидно, что речь идет об искомом участке, который окружен Старообрядческим кладбищем, которое появилось раньше еврейского на этом месте, Лысой горой, садом бывшим Шумилина. Само это место названо Кладбище субботников имени Аносова.

Ещё: 

 Каталогизация захоронений, выполненная еврейской общиной, дала следующий результат: самое старое захоронение датируется 1919 годом. 
Член нашей общины, живущий сейчас в США, рассказал мне, что его двоюродный дед, Гирш Берлин, был тем самым человеком, который добился выделения этого земельного участка под еврейское кладбище . И по иронии судьбы стал одним из первых похороненных там. Сохранился памятник 1922 года.
Дама, которую я уже упоминала, со слов своего отца, рассказывает о том, что в течение некоторого времени в городе существовало параллельно два кладбища. И люди, зная о грядущем сносе одного из них, пытались перенести захоронения своих близких на новое место. Более того, на новое кладбище удалось перевезти некоторые могильные плиты, надписи на которых перебивались и они использовались при установке новых памятников.

 

Если в 1920 открывается уже кладбище "за вокзалом". С учетом того, что евреев в эти годы было еще не очень много (хотя их число уже значительно выросло из-за эвакуации в Первую Мировую войну), мне кажется, так не могло быть, что кладбище существовало на Стрелке всего несколько лет и его опять перенесли. И по рассказам нашей прихожанки, я поняла, что там было достаточное количество захоронений, а не 10 или 20. Так по логике хочется думать, что оно было на Стрелке 20-25 лет.

Вполне возможно, что оно было участком католического кладбища.

PS Вынес этот тред из глубины в корень темы

Субботники - в смысле религиозное движение? И кто такой Аносов, что за "шатер-памятник"?

Пока все что знаю, передам все вопросы или приглашу в комментарии сюда

Религиозное движение, да.

Про Аносова думаю, что имеется в виду богатый купец И. Е. Аносов, владевший в 1880-х гг. особняком на углу Никольской и Константиновской улиц. В статье "Августейшие визиты" есть упоминание о том, что он был "сектант и ростовщик". Подробнее: http://elsso.ru/cont/his/30.html 

Шатёр - я думаю, надмогильная часовня, примерно аналогичная той, что стояла на могиле Панчулидзева.

На этой карте http://www.etomesto.ru/map-saratov_1918-verstovka/?x=45.997211&y=51.552313

Если предполодить что подпись "Прав" относится к области у монастыря, а подпись "Кат" к область прямо над этой подписью, то справа от надписи "Прав" виднеется очень маленький участок, непонятно к чему относившийся. Может промежуточное еврейское кладбище?

А ведь вполне может быть!

На сколько я понимаю, то слово Прав[ославное]  относится именно к кладбищу, под ним изображенному.

 

 

В таком случае непонятно что это за кладбище. Я всегда думал что монастырское прям вокруг монастыря и на территории было.

Скорее к тому, что слева и ниже от надписи, маленькому, на склоне горы, а "Кат.[олическое]" - к большому. Что странно - старообрядческое кладбище ниже обозначено как "Иносл.[авное]", хотя "инославные" - это католики и протестанты, а не старообрядцы.

Не могли так субботствующих (иудействующих) молокан кладбище обозначить, а к ним уже и  еврейское присоединить позже?

С точки зрения церкви субботники - сектанты, а не "инославные".

то же верно...

Подпись "Кат." относится к католическому и лютеранскому кладбищу, расположенному сверху и слева от неё. Это проверяется наложением на современную карту.
Подпись "Иносл." относится к кладбищу раскольников-поморцев, левее которого расположено. Чуть севернее видно единоверческое кладбище, но оно никак не подписано.
Подпись "Прав." для меня загадка. С монастырским кладбищем её не связать - оно было дальше, да и по этой карте видно, что кладбищенский участок далеко от монастыря. Это должен быть крутой склон над современной Тверской улицей (посмотрите, как плотно горизонтали проведены), но ни о каком кладбище в этом месте я не читал, да и странно было бы его делать в таком месте, да ещё и когда вокруг много других погостов.

Из материалов к «Русскому провинциальному некрополю», Саратовская и Астраханская губернии (только священнослужители): http://lezhnina.webnode.ru/news/materialy-k-ruvsskomu-provintsialnomu-ne...

Интересно, кстати, что кладбище "Красного креста" названо там Панчулидзевским.

Спасибо!
Очень интересный список.
"Красный Крест" могли называть Панчулидзевским кладбищем, потому что участок был отведён и захоронения начались в губернаторство Панчулидзева. Ещё один вариант - потому что недалеко была его дача.
Ещё встречал в литературе названия Предтеченское (по церкви) и Ново-Ильинское.
Странно, что там похоронен  священник, умерший в 1895 году, когда кладбище было закрыто почти 50 лет. Но, возможно, при церкви и похоронили.

Сделал большой материал про Ильинское кладбище (https://holden-k.livejournal.com/379751.html). Рад буду дополнениям и уточнениям. Локализация кладбищенских территорий, конечно, очень примерная. Например, есть у меня подозрение, что Ильинское могло заходить за Шелковичную в южную сторону, а участок в районе панчулидзевской дачи - за Садовую в северную. И другие подозрения тоже есть) 

Дополнение по датировке ликвидации кладбища. Судя по заметке из приложения к "Губернским Ведомостям" (выпуск 43 от 21.10.1844 г), самое старое Ильинское кладбище, при старой церкви Ильи Пророка (не имевшей прихода), было ликвидировано в начале 19 века, незадолго до пожара 1811 года, после которого, была осуществлена перепланировка Саратова в соответствии с новым ген.планом. 

 

Мне вообще кажется, что исторически сложившийся термин/топоним "Ильинское кладбище" не совсем корректен, т.к. объединяет несколько отдельных кладбищ, которые находились в окрестностях Ильинской церкви (которых было две), от чего возникает известная путаница. Так можно насчитать как минимум 4 кладбища - старое при первой Ильинской церкви (ликвидированное в 1800х гг), ильинское кл. при второй церкви, старое "немецкое" (которое примыкало к южной ограде Ильинской церкви), кладбище примыкавшее к даче Панчулидзева, и все они будут обозначаться как "Ильинское".

Спасибо за дополнение!
Да, термин очень условный, но удивительно устойчивый начиная с XIX в.
 
По поводу составных частей не совсем с вами согласен. Хронология и расположение мне кажутся такими.
- К началу века существовало единое кладбище, от современной Ильинской площади почти до Волги. На нём стояла кладбищенская церковь Ильи Пророка.
- В 1810-х гг. западную часть кладбища уничтожили, сделав на его месте площадь и построив новую церковь (об этом пишет Духовников, это же следует и из присланной вами заметки). Таким образом, при новой церкви кладбища уже не было. 
- Восточную часть примерно в то же время (точно при Панчулидзеве) оградили. Прокладка Царицынской улицы одновременно с застройкой западной части невозможна, потому что к концу тридцатых и восточная часть, и ограда ещё существовали. Могила Панчулидзева же окалазась посередине улицы только в сороковых годах, а хоронили-то его в тридцать четвёртом году, понятно, не на дороге.
- Немецкое кладбище мне кажется максимум конфессионально обособленным участком старого Ильинского. Если посмотреть на "Красный Крест", то там спокойно умещались и православный, и катоолический, и лютеранский участки, а площадь кладбиша была не очень большой. При этом ко времени использования "Красного Креста" немцев в городе стало больше, а ещё появились пленные французы и ссыльные поляки.
- По кладбищу у дачи совсем тёмный лес. Судя по Росницкому, оно существовало в 1800-1820-х гг. Можно предположить, что в какой-то мере заменяло или дублировало кладбище на месте нынешней Ильинской площади. 

Как вам такой вариант?

Возможно и так. Я попробую завтра сделать картинку с тем как я представляю топографию застроенного кладбища. 

А расскажите пожалуйста городскую легенду о "кладбище на месте горпарка", на чем она основана? Я слышал два косвенных доказательства в пользу существования там кладбища, но не доверяю им, т.к. в литературе о нем упоминаний нет (за исключением того кладбища вблизи дачи Пачулидзева).   

Жду картинку, очень интересно.
Целой городской легенды про кладбище в горпарке не знаю, только малосодержательные слухи в стиле "а вот в парке до революции кладбище было" или "перед входом в Горпарк раньше кладбище было". Думаю, это народная память перенесла "Красный Крест" на противоположную сторону Чернышевского (тем более, что действительно перед входом, только не изнутри).

Ну вот примерно как то так я это себе представляю. Абсолютно уверен, что ильинское кладбище располагалось по обеим сторонам Белоглинского оврага. Красным отметил границы кладбищ, зелеными кругами - места находок костей при застройке. 1 - на месте многоэтажного дома Шелковичная/Серова; 2 - на месте кооператива "Береза".

"Реликтовое" Ильинское кладбище - существовавшее с 18 века кладбище на правой стороне Белоглинского оврага, при старой Ильинской церкви (1762 г. постройки, по Леопольдову). Расположил его в соответствии с "Планом Саратова второй половины XVIII века", где оно начинается с южной стороны моста через белоглинский овраг (совр. Чапаева), и тянется до Волги.

Кладбище в "Ограде отметил приблизительно (не могу понять, как оно могло быть расположенно, чтобы затрагивать и Белоглинскую ул. и Бахметьевскую одновременно). В отмеченной же точке, по Максимову распологалось старообрядческое кладбище (левый берег Белоглинского оврага, выше по течению реки Белоглинки относительно различных учредений того времени)  

Кладбище в районе дачи Панчулидзева отметил исходя из информации - к югу от дачи, до моста, южнее ильинской церкви на треть версты. Думаю, что имелся в виду мост через кладбищенский овраг .  

Файлы: 

Спасибо!
Можно ли добавить ваш вариант в мой исходный пост? Пусть оба будут для сравнения.
В принципе, с моим вариантом совпадает, кроме Ограды. 
"Реликтовое" кладбище у меня получилось поменьше, но я его показал скорее в границах начала девятнадцатого века, когда на берегу Волги были уже другие объекты. А есть ли в электронном виде план XVIII века, который вы использовали?
По Ограде - я её поместил на то место, где на плане 1803 г. обозначено что-то, похожее на кладбище (к сожалению, качество, не позволяет говорить об этом однозначно). У Духовникова есть ориентир - некие бани Шубина, от которых на Ограду вёл переулок. К сожалению, не знаю, где эти бани находились, а помогло бы.
По кладбищу в районе дачи - да, пришёл к таким же выводам.

 

Бани, перестоенные в современную баню в 1977-1978 годах у Оврага на улице Чапаева, возможно, до сих пор работают.

Да, конечно, используйте. 

План вот этот: http://www.etomesto.ru/map-saratov_1690/?x=46.013717&y=51.525029 Только на сайте он почему то называется план конца 17 века. И помещен там без легенды. Изначально он взят из книги Акимовой Т.М и Ардабацкой А.М, "Очерки истории Саратова" 1940 г. с.69. Также он бул опубликован в "Атласе рима" на 27 стр. 

По комментарию Виктора Старкова получается, что "бани Шубина" это современная баня по адресу Чапаева, 9. 

Спасибо!
Этот план я знаю, как раз из книги Ардабацкой и Акимовой, она у меня есть. Вот, кстати, версия с легендой: 

Файлы: 

Интересно, кстати, что на плане этом нет кладбища ни в районе Рахова-Симбирцева (где предварительно поместил "Ограду" я на основании плана 1803 г.), ни в районе усадьбы Борисова-Мусатова (где поместили вы).
Впрочем, план явно составлен после революции, его создатели могли и не знать расположения этих кладбищ.

У Осятинского тоже XVII веком этот план датируют почему-то. http://oldsaratov.ru/comment/124518#comment-124518

Вероятнее историческая баня на Бахметьевской, 47. И тогда кладбище располагалось "левый берег Белоглинского оврага, выше по течению реки Белоглинки относительно различных учреждений того времени".

Открытый овраг со зловонным бурлящим "горным" потоком просуществовал в этом месте до середины 70-х.

Приблизительно  показал на плане.

Спасибо!
Если баня на Бахметьевской, то всё сходится и с планом 1803 г. (ограждённая территория на нём располагается именно на этом месте), и с моим наложением на современную карту, сделанным на основании этого плана.

Подскажите, пожалуйста, информацию о старообрядческом кладбище за автовокзалом и о часовне, которая на нем находится. Несколько дней работы в ГАСО не дали никакого результата.. Как и когда было образовано кладбище (некоторые называют 1841 год +-, но документаельных подтверждений этому нет). А главное, когда была построена старообрядческая поморская кладбищенская часовня? Кто-то называет 1841 год, кто-то 1905 год, но опять-таки - в архиве ничего нет.. Кто ее строил? Волков? Помогите с поиском информации! Важно всё! Заранее благодарю всех ответивших.

Логично предположить, что кладбище было основано около 1840 года, в связи с ликвидацией Ильинского, на котором был старообрядческий участок. Кладбище было крупнее чем сейчас, в настоящее время значительная часть кладбища застроена -  еврейским кладбищем, промзоной и частными домами. Исторических надгробных памятников сохранилось относительно немного, в связи с тем, что новые захорнения шли поверх старых. Вот например на фото старый вскрывшийся склеп рядом с захоронениями советского периода.

Файлы: 

Андрей, благодарю за ответ! Склепов у нас там полно, об этом знаю.

Мне важно документально подтвердить, что кладбище было основано старообрядцами и что они строили кладбищенскую часовню (именно поморскую кладбищенскую часовню, а не единоверческую церковь св.Агрипины мученицы, которая была построена рядом, примерно в 1841 г). У В.Валеева прочитала, что эта часовня построена в 1841-1842 гг, но больше сведений никаких, ни в ГАСО, ни в Научной библиотеке.

Если у кого-то есть еще какие-то сведения, поделитесь, пожалуйста.

В "Атласе рима" (c. 155) постройку часовни относят к 1840-м гг., в "Большой саратовской энциклопедии" (http://saratovregion.ucoz.ru/saratov/churches/pomorskaja.htm) говорится, что часовня была построена в 1841-1842 гг. В обоих случаях ссылки на источники информации нет. Возможно, взяли данные у Валеева.

Само кладбище безусловно существовало уже с середины XIX в., это чётко просматривается на планах. И может быть косвенным доказательством существования часовни уже в сороковые годы. Потому что если бы она была построена только в 1905 г., то что её заменяло полвека до этого. Хотя нельзя исключать и то, что на том же месте была, например, часовня-предшественница.

Указанная дата строительства вызывает определенные сомнения по причине того, что на этот временной период приходится пик репрессий против поморцев в Саратове. В это время были закрыты действовавшие храмы, ликвидированны скиты в буераках, преследованию подверглись духовные лидеры общин.   

Вроде там Ленинский район имеется в виду (хотя на самом деле кладбище в Заводском).

Да, путаница есть. К описанию Атамановки под Саратовом приложена карта кладбища в Астрахани...

Фрагменты из истории саратовских кладбищ появляются откуда не ждёшь:

Вдруг, на мою квартиру является Костя Курдышев (Старостенко) и рассказывает, что из Самойловки его перевезли в Саратовский трудовой лагерь. Он поведал, что в лагере их заставляют выполнять весьма неприятную работу. Вместе с другими заключенными он на Саратовском кладбище раскапывает могилы и обследует останки на предмет обнаружения золотых вещей: зубов, коронок, колец.

Из дневников Ивана Игнатьевича Семеринова, http://www.samoilovka.ru/home/museum/connoisseurs/87

Не знаю, в тему ли это. Если не по делу, удалите, пожалуйста. Просто здесь упоминаются католические кладбища. "Саратовские известия", 22 июля 1926 г.

Файлы: