Крытый рынок

 

Комментарии

Спасибо, любопытная серия.

Подтянул картинку, исх. - в доп.
 

"19 мая(?)" - к чему бы это?

Ну, например, юбилей пионерской организации...

Да, снимок 1972 года.

Поддерживаю. Справа старый Икарус маршрута 2 или 1 ..., это 72, ну максимум 74 год.

ps. Я так смотрю, фотки подряд с одной плёнки. Если Метеор возле речвокзала снят точно в 72году, так и остальные фото в этом же. Не может быть, чтобы с 67 по 83й год фоткали 36кадров. Хотя может и может, но сомневаюсь.)

Да, точно 50 лет пионерской организации. На таком солидном здании как Крытый рынок, отмечать просто годовщину пионерской организации не стали бы. Было бы что-нибудь солидно-нейтральное. Мир-труд-май, Слава КПСС,..

Поставил 1972 точно.

Датировка 60-69, судя по всему, совсем от фонаря. Надёжная нижняя дата - 1967 по ЛиАЗу-677 у рынка и верхняя 1983 по непешеходной ещё зоне.

И, кстати, что за автобус справа? "Икарус"?

Да, это скорее всего Икарус-556 или Икарус-180.

Да, и это было второе поколение Икарусов, которые ходили по Саратову. Они как-то быстро вытеснили Икарус-620, которые, оказывается, в 72 году были сняты с производства, синие такие.

По-моему тоже вряд ли раньше 72 года.

Будучи 1980 г.р., отчетливо помню 1984 год, а не 1983(его помню какими-то обрывками и эпизодами).

Жили мы тогда около конечной 1-го и 15-го трамвая в Волжском районе, вот что я точно с самого раннего детства помню - трамваи под окном, и их поворот с характерным скрипом около военкомата Волжского района. И к моему дяде в гости ездили часто на Улеши, на трамвае. Не было там МТВ, точно говорю. 

Может ли быть такое, что в 1983 году 553/180 Икарусы и МТВ у цирка были, а в 1984 году их не стало, вообще и совсем? Резко?

Вот и Виктор Старков говорит - 1972 года снимок. Может, стоит понизить верхнюю границу? На сколько - не знаю :) 

Память у вас ни к чёрту - конечная 15-го у Вокзала. Не обижайтесь, просто тут не сразу ставят даты, вот я поставил те, в которых был уверен, дал сигнал и ожидал, пока выскажутся, а датировка здесь явно 1972 год, Старков редко ошибается.

Ну и к 80-м, конечно, ни одного линейного не то что МТВ не осталось, им бы было уже по 30 лет, но и даже КТМ-1 и -2, Саратов стал полностью "гробовым" городом КТМ-5.

Вот скажите, помните, когда 1 перестала доходить до Мичурина, раз там жили.

На снимке трамвай МТВ маршрута №7 перегоняют в парк.

можит это и не 72год.вот я помню на таком трамваи в конце 70 годов мы ехали домой по 15 марш.. я помню вошли в него и как то стало темно маленькие окна.странно было как то.

Лично я помню такие Икарусы в самом начале 70х. Они ходили тогда не только тут, но помню что садился в какой-то автобус от железнодорожного вокзала, напротив входа на Локомотив. Маршрут какой это был не помню, но это был примерно 1971-1972 год.

А вот к середине 70х такие Икарусы как-то быстро исчезли. В конце 70х их уже совершенно точно не было, тем более в центре города. А с трамваями несколько сложнее. Я вот, например, помню, что примерно в те же 1971-1972 год ехал на трамвае №13 по Кутякова до вокзала, сев на него около Духосошественской церкви. И мне тоже тот трамвай казался каким-то очень "старым"... Но Вам все скажут, что такого быть никак не могло, потому что 13 трамвай в то время уже несколько лет как не ходил... 

Первым в Саратове появился одиночный "Икарус 620" в 1966 или 1967 году (мне ближе 1966 год). Ходил он только по маршруту №1, сразу всем понравился удобной задней площадкой, куда без проблем набивалось много пассажиров. Цвет был классический - темно синий с белой крышей и боковой полосой. Посадочная остановка после конечной была у Цирка, где автобус штурмовали пассажиры.
 

Трамвай 13 ходил еще и в 1972-73 годах. 

Трамвай 13 ходил еще и в 1972-73 годах. 

Зря Вы так: https://ru.wikipedia.org/wiki/Саратовский_трамвай#.D0.9F.D0.BE.D1.81.D0.BB.D0.B5_.D0.B2.D0.BE.D0.B9.D0.BD.D1.8B_.281946.E2.80.941991.29

 

"...1968. Закрыта Затонская линия по Б. Горной от Радищева до ул. Хвесина

1969. В связи с закрытием затонской линии списан последний трамвайный вагон модели «Х»..."

 

Но если серьезно, чтобы там ни было написано в википедии, но тут я Вас поддержу. На основании собственных воспоминаний. Даже с учетом того, что я был тогда очень мелкий, и возможно что-то тогда не так понял или перепутал.

Лично я в раннем детстве, в конце 60х начале 70х гг. много раз пользовался этим трамваем. Мы на нем к моей бабушке регулярно ездили. В конце 60х он ходил до Хвесина и мы на нем доезжали практически до места - примерно где сейчас 9я Гор. больница.

Потом этот трамвай отменили, и тогда мы доезжали на трамвае до Чернышевского и дальше шли через овраг по мосту. Последний раз я точно помню, что проходил по тому старому пешеходному мосту в апреле 1972 года.

Потом старый мост сломали, и пока строили новый, современный мост, по которому потом пустили троллейбус, на какое-то время опять пустили трамвай №13. Только он уже не доходил до Хвесина, а только до церкви. А оттуда мы шли пешком в сторону Волги. И ходил так трамвай недолго, или лето-осень 1972 года, или может ещё и какое-то время в 1973 году, но когда его совсем отменили я уже не знаю, бабушка в конце 1972 года оттуда переехала. 

 

 

Да, тут ваши воспоминания согласуются с другими источниками, 13 отрезали по частям с конца, до Хвесина он перестал ходить с постройкой Нового моста (у 26 автобуса так до конца его дней конечная называлась "Новый мост") и продлением 9 трлб от Предмостовой до Вокзала.

"но когда его совсем отменили я уже не знаю". Да в  74-75 и отменили. Разговаривала с одноклассницей, они в конце 74 переехали к РУЖД и в 1975 № 13 уже не было. 

это я помнить не могу 72 год.да я тогда был уже.но человек в это возрасте обычно не чего не помнит

Да, это я по запарке напутал, извиняюсь, конечно же, просто 1-й маршрут я имел в виду и его кольцо вокруг квартала.  

Что касается времени, когда 1-ка перестала доходить до Мичурина. В 1988 году летом мы оттуда переехали в район тогдашней пл. Фрунзе, а в той квартире поселился близкий родственник, к которому мы регулярно ходили в гости. Вот что точно помню, что ездили к нему либо на 4-м троллейбусе, либо вообще на 3-м троллейбусе с Рахова/Шелковичной до конечной, а оттуда - на любом транспорте до Чернышевского, дальше пешком. А вот на трамвае не ездили ни разу, хотя от его конечной на Мичурина было идти недалеко.  Получается, в июне 1988 года уже точно 1-й трамвай до Мичурина не доходил. Спрошу завтра у матери еще. 

На самом деле, это было бы интересно, если бы Вы смогли восстановить динамику как менялась там конечная. Особенно если Ваша семья там жила допустим с 40х-50х гг.

Насколько я сам лично помню, после Радищева с переходом на Челюскинцев рельсы и контактная сеть были на месте ещё в 1993-1994 гг., хотя трамвай №1 туда не ходил ещё с конца 80х.

Вот и я собираю эти сведения, ибо узел довольно сложный. Пока, вроде как, 86-88 указывают как дату прекращения действия линии по Челюскинцев, и с этим же связано обращение движения по однопутным участкам Горького, Горной и Радищева, а также введение нового 11 маршрута по его трассе до 2013 года.

Лично я помню, что в самом начале 70х трамваи (конкретно №12) поднимался с Б.Горной по Радищева на Кутякова, а остановка на Кутякова была перед поворотом "вниз" на Горького.

Потом где-то в середине 70х поменяли направление наоборот, при это трамваи какое-то время не ходили и за это время поменяли шпалы и рельсы, и отрезали стрелку на углу Б.Горной и Радищева, куда раньше уходил трамвай №13.

Трамвай №11 запустили где-то в 1982-1983 гг. сначала до Осипова. Причем линию строили очень долго, ещё в конце 70х рельсы уже были проложены примерно до Авангарда, а где-то в 1981 году их уложили вдоль забора Корпуса. Потом 11 трамвай пустили в центре по маршруту 12 трамвая. Потом сделали перемычку на линию трамвая №3 и трамвай №11 стал ходить по Кутякова.

Когда точно трамвай №1 перестал ходить по Челюскинцев я не помню, но в 1988-1989 гг. много раз садился в трамвай №12 на остановке на углу Радищева и Кутякова, и рельсы и контактная сеть на Челюскинцев точно были в полном порядке.  

"Лично я помню, что в самом начале 70х трамваи (конкретно №12) поднимался с Б.Горной по Радищева на Кутякова"
Трамвай 12 стал ПОДНИМАТЬСЯ по Радищева после 1983 г., т.к. до октября 1983 мы жили на НЕкрасова и Б.Горной, и в то время, до нашего переезда, он СПУСКАЛСЯ по Радищева: с Кутякова на Радищева и Горную и через Сенной ехал на СХИ. Со СХИ ПОДНИМАЛСЯ по Горького, затем по Кутякова до Радищева. . 

"Лично я помню, что в самом начале 70х трамваи (конкретно №12) поднимался с Б.Горной по Радищева на Кутякова"
Трамвай 12 стал ПОДНИМАТЬСЯ по Радищева после 1983 г., т.к. до октября 1983 мы жили на НЕкрасова и Б.Горной, и в то время, до нашего переезда, он СПУСКАЛСЯ по Радищева: с Кутякова на Радищева и Горную и через Сенной ехал на СХИ. Со СХИ ПОДНИМАЛСЯ по Горького, затем по Кутякова до Радищева. . 

 

Не буду спрорить.

Просто повторю: "...Лично я помню, что в самом начале 70х трамвай поднимался с Б.Горной по Радищева на Куктякова...".

Возможно я что-то не так помню, возможно что-то перепутал, но вот почему-то так помню. И помню, как в середине 70х, после замены шпал и переукладки рельсов было необычно ехать по Радищева вниз. И помню тогда на повороте свежеотрезанную стрелку линии 13 трамвая...

Во-вторых, "...Трамвай 12 стал ПОДНИМАТЬСЯ по Радищева..." вовсе не "после 1983 г.", а гораздо позже, где-то уже в 90х годах. А все 80е он совершенно точно спускался по ней, как и вторую половину 70х.

А вот как оно было раньше - это очень сложный и мутный вопрос. Как вот я думаю, так там направление движения менялось не один раз.

 

 

Ну, совсем раньше все линии были однопутные двунаправленные, это точно...

Я жила на Некрасова-Горной с 1950 г.по 1983. И даже после переезда еще какое-то время 12 трамвай  СПУСКАЛСЯ по Радищева. Так что до октября 1983 он точно спускался к Горной. 
Как вы понимаете,  у меня не детские воспоминания...
"так там направление движения менялось не один раз". ОДИН! В 80-х изменил направление. По крайней мере, с 1960 г. стала ездить самостоятельно, и он всегда (уж до 1983-1984) спускался к Горной.

Видимо, мы просто не понимаем друг друга.

Я говорю, что трамвай №12 СПУСКАЛСЯ по Радищева с первой половины 70х до начала 90х.

Вы говорите, что трамвай №12 СПУСКАЛСЯ по Радищева до октября 1983 г. и ещё какое-то время.

Про 80е у меня тоже совсе не детские воспоминания. В 80е годы там направление движения вообще не менялось. Ни разу.

 

ЗЫ. Мне бы Вашу уверенность про начало 70х, 60е и более ранее время, что тогда направление движения не менялось. Особенно принимая во внимание, что тогда было полно однопутных линий с движением в оба направления.

Давайте подсократим мои воспоминания. Итак. № 12 поднимался с Горной на Кутякова точно до нашего переезда в 1983 и чуть позже. С 1960  по 1984  спускался по Радищева. Так понятнее? Попробую еще у "долгожителей" уточнить...
А на Кутякова, между Горького и Радищева трамваи расходились. Помню, как-то стояли - ждали встречного: наверно, тот выбился из графика. Но такое ожидание было всего 1 раз, почему-то запомнилось.

Было бы очень хорошо, если бы Вы уточнили про 50е, 60е, начало 70х.

Дело не в том, что я Вам не верю.

Дело в том, что память всё равно не совершенно, что-то воспринимается субъективно, что-то искажается со временем, на что-то своевременно внимание просто не было обращено.

И у меня вот осталось несколько воспоминаний, которые не стыкуются с Вашими. Например, я много раз в 70е-80е садился на 12 трамвай или на углу Горького или на углу Радищева. И дальше трамвай спускался по Радищева к Б.Горной. Тут всё соответствует.

Но...

Но вот я ещё помню, что до этого садился несколько раз на трамвай на углу Горького с другой стороны. Т.е. когда он шел по Кутякова от Радищева. И помню, как ехал на трамвае вверх по Радищева в сторону Кутякова.

 

Не, Севрина(ныне Рамаева), 20 сдан в 1978, так что не с 40-х - 50-х годов мы там жили. Спросил у старшего поколения - зимой с 1987 на 1988 трамвай номер 1 уже толком не ходил. 

2 gladyrevsa, вот Ваши воспоминания по этому району особенно ценны, такие конечно маршруты и подробности вспомнили! Вот скажите - ошибаюсь я или нет, была ли на конечной 1-го на углу Челюскинцев и Мичурина небольшая диспетчерская будочка и точка по продаже билетов? Вроде помню, но 3 года было мне, не уверен...

Будочка вроде бы была, но помню ее очень смутно. Не совсем уверен. Лавка для ожидающих точно была...

Зато помню, что на Северной, прямо напротив военкомата, в 60х годах, была еще остановка. Очень удобная для людей из округи и Глеб. оврага. Здесь росли два или три огромных вяза. Немного спасали от мелкого дождя. Лавок не было. Потом остановку зачем-то упразднили и стали ходить пехом до Октябрьской.

Википедия - не источник. В том и беда, что в статье очень мало ссылок на источники сведений.

Ну хорошо, не источник. Давайте вспомним, что с Волги по Челюскинцев  ходили 2 трамвая 1 и 14. Куда они шли?

Дальше по Кутякова, 1й поворачивал на Чапаева, а 14й - до кольца около вокзала.

Точно! А еще был № 6. Какой его был маршрут? 
Может, на сайте ТТУ есть  история всех маршрутов и мы тут зря копья ломаем?

Нет.

Трамвай №6 там не ходил.

На моей памяти там ещё трамвай №5, с дачных по Кутякова и обратно по Большой Горной мимо Сенного. Примерно до 1974-1975 года.

И ходил трамвай №13 сначала от Хвесина, а потом от церкви по Б.Горной до Радищева и дальше до жд вокзала по Кутякова. 

И нет нигде нормальной истории почти ни для одного маршрута. Ни на одном сайте. Почти всё либо очень коротко, либо непонятно, либо вообще не так, как было на самом деле.

№ 13 никогда не ходил на вокзал.(Посмотрите выше ответ на 38 комм.) Он с Волги ходил по Горной до Горького, поднимался по Горького на Кутякова, затем по Радищева вниз и направо по Горной к Волге. 
А № 5 ходил до 6 дачной с Горной /Радищева. по Горной. Потом маршрут сократили до 3 Дачной. 

Я не знаю, ходил он какое-то время до вокзала по маршруту, или так ходили вагоны, шедшие в депо, но я лично совершенно точно помню, что как минимум два раза доезжал на 13 трамвае до кольца около вокзала.

 

Очевидно, он шел в депо. На вокзале тоже депо было. Вагоновожатые "подбирали" всех, кому было по пути в депо, в отлличие от нынешних...

1966 год

20 февраля для удобства пассажиров продлен маршрут

  • № 13 «Железнодорожный вокзал — пос. Затон»

Откуда инфа?

https://ru.wikipedia.org/wiki/Саратовский_трамвай

Судя по стилю, это газетная заметка, но ведь не указан источник-то, блин.

Я за 1938-1940 годы в своё время "Коммунист" прочесал - адский труд, никакой информации не собрал, а тут кто-то такой же труд произвёл и не указывает источников. Считай, бестолковой работой занимался человек, обидно...

Депо на Ст. Разина было единственым в городе с момента постройки в 1935 по 1970, когда было построено Заводское. В 60-е была отстойная площадка близ нынешнего разъезда 4 и 6 маршрутов, но она в строй как депо не вступила, потому что в Елшанку в итоге построили троллейбус, а не трамвай.

gladyrev-sa

Вспоминать, так вспоминать!

Я прожил на трамвайном кольце у Волжского райвоенкомата 32 года, вплоть до 1985 года.

Трамвай №6 Волга-ГПЗ

Вспоминать, так вспоминать!

Я прожил на трамвайном кольце у Волжского райвоенкомата 32 года, вплоть до 1985 года.

Трамвай №6 Волга-ГПЗ

Трамвай №11 Волга-Саратов-2 (Кольцо у фабрики-кухни).

Кстати, вагоны, изображенные на снимке, эпизодически появлялись и на нашем кольце. Где-то в 70х годах. Ехали медленно, скорее всего из-за длинной межколесной базы и крутых поворотов на узких улицах Челюскинцев-Севрина-Северная-Челюскинцев.

Эти маршруты я не застал.

Забыл заметить, что этих маршрутов во время переноса кольца на Мичурина уже не было. Прошу извинить.

Да, для рижаков там негабарит.

Старая 6-ка была Вокзал - Пристани по Московской, Астраханской, Вавилова, Кирова, Волжской, Октябрьской до Набережной. В совсем древние времена до Баб. Взвоза.

Вот схема, актуальная с 1935 года до хрущёвского погрома в 50-х. http://transphoto.ru/photo/430625/

Мне кажется, что на белой растяжке дата. Прилагаю. И удалил "цифровой шум". Прилагаю.

Файлы: 

По-моему, там написано "Труд".

Да, я ошибся.

Файлы: 

ПОЗДРАВЛЯЮ С НАСТУПАЮЩИМИ ПРАЗДНИКАМИ.Желаю здоровья и терпения.Борис

Это растяжка похоже на  растяжку - рекламу торгового центра..Я Учился в 37 школе ,ходил мимо в 7 классе.. 

Давай те вспоминать.Я помню крытый рынок с 1964 года....

Дополнения-исправления по 1960-м годам. Маршрут №6-"Волга-Подстанция",маршрут №11 -"Вокзал-Товарная станция".

Что-то Вы ошиблись. Слова "Подстанция" в 60х на маршрутоуказателях не было. Было "Волга-ГПЗ". И 11 ходил не с вокзала, а тоже с Волги. Я родился и 30 лет прожил на волжском трамвайном кольце.

UPD. "ГПЗ" менялся на "Крекинг" и "Завод им. Кирова". В каком порядке - не помню...Видимо маршрут корректировали.

Остановка "ГПЗ" была предпоследней на шестом маршруте,конечной была "Подстанция",где было трамвайное кольцо.Насчет маршрутоуказателя спорить не буду - многажды ездил на шестерке к дяде в Южный поселок доезжал до "Постанции",далее пешком. Вот и запомнилась эта самая "Подстанция". Насчет маршрута №11 Вы,что-то здорово перепутали - какая "Волга",зачем бы его туда занесло?! Тот самый 11 -й ходил так: от вокзального кольца по Кутякова до Чапаева,по Чапаева до Советской,по ней (тогда движение было наоборот,нежели сейчас) до Детского парка и налево по Астраханской вдоль сквера до конечной,до Товарки. Это примерно где сейчас магазин "Магистраль". PS. Насчет "Крекинга","Завода им.Кирова" не понял. Шестерка туда не ходила никогда. До этих остановок можно было доехать только от Комбайна (пл.Орджоникидзе) на трамвае маршрута №2.

Таблички маршрута на вагонах я с детства помню (№6). А №11 у нас перед домом на Северной поворачивал на Челюскинцев, как и 1,6,14. На 11 садились у дома (остановка была у Военкомата, потом ее убрали) и ехали к тетке в Очкино место до Фабрики-кухни напрямую без пересадок. Когда 11 маршрут ликвидировали приходилось тащиться до троллейбуса №3, Зимой было проблематично. Других приемлемых путей не было. Да и сейчас их практически нет. Так что, я не путаю, так как этот маршрут многократно изъездил. С уважением.

Видел Ваш вопрос и ответил. Но куда-то все пропало - и вопрос и ответ. Повторю. Описал примерно с 1959 по 1965(?) годы. Помню ликвидацию ЖД на Астраханской и  последующий перенос кольца от фабрики-кухни дальше, к Вшивому рынку. Мама все переживала, чтбы я фабрику-кухню не проехал...

Скорее прав gladyrev. В источниках мне 11 встречался только от Волги, совместная конечная с 1.

Вспомнился случай,когда трамвай МТВ на повороте с улицы Чапаева влево на Кутякова сошел с рельсов и фактически въехал в крыльцо углового дома. Начало 1960-х. Были ситувции,когда трамваи маршрута №3 объезжали заторы (аварии,поломки ПС) - поворачивали с Астраханской налево по Кутякова,затем по Чапаева до Советской ,поворачивали направо и в Мирный переулок на конечную..